Третья попытка МВФ, или Ждать ли Украине нового кредита?

0 1 101
0

Миссия Международного валютного фонда прибыла на Украину, где будет работать до 18 мая. Главная задача МВФ — оценить проделанную работу правительства и пересмотреть программу помощи.

В последний раз МВФ пересматривал программу кредитования в марте 2015 года, поменяв ее на так называемую программу расширенного финансирования. Ее суть сводилась к выдаче 17,5 млрд долларов в виде кредитов на четыре года.

Однако, как и предыдущая программа, она была приостановлена. Украина получила первый и второй транш на 5 млрд и 1,7 млрд долларов в марте и августе 2015 года. Но заранее согласованные и подразумеваемые третий и четвертый транши по 1,7 млрд долларов каждый МВФ так и не выдал.

Теперь МВФ в третий раз собирается менять правила игры для Украины. «Нынешняя программа провалилась. Теперь, чтобы продолжить сотрудничество с Украиной, МВФ надо полностью пересмотреть ее. Пересмотр программы подразумевает новые ориентиры, „маячки", задания и т. д. Могут даже пересмотреть сумму кредитов. Функция миссии — найти компромисс и с готовым рецептом двигаться дальше», — говорит газете ВЗГЛЯД глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Причин для остановки кредитной помощи у МВФ было великое множество. Фонд был недоволен тем, как идут реформы, в том числе борьба с коррупцией. Но главное — Украина не смогла выполнить поставленные экономические «маячки». Когда фонд дает деньги, он рассчитывает экономические показатели, которые получатель денег должен достигать. МВФ надо четко понимать, из каких денег государство-должник будет отдавать эти кредиты.

Украина не оправдала ожиданий фонда и в 2014, и в 2015 году. Так, МВФ ожидал, что Украина покажет рост ВВП в 2015 году на 2%, вместо этого украинская экономика рухнула на 9,9%. Инфляция в стране, по ожиданиям фонда, должна была составить не более 7,4%, но факту оказалась почти в шесть раз выше. Реальная зарплата жителей Украины в прошлом году должна была вырасти на 1%, вместо этого она упала более чем на 20%.

МВФ ожидал, что госдолг Украины снизится до 62% к ВВП, внешний долг — к 99% к ВВП, по факту первый составил 79%, второй — 131%. Киев должен был накопить золотовалютные резервы в размере 26,7 млрд долларов, в реальности они оказались вдвое меньше. А курс доллара должен был быть 11,50 гривны вместо 24 гривен по факту.

Единственный показатель, который правительство сумело нарисовать для удовлетворения МВФ, — это дефицит госбюджета по итогам 2015 года на уровне 45 млрд гривен. Но добиться этого удалось лишь обманом.

«При этом минфин не заметил долг в размере 20 млрд грн по субсидиям ЖКХ, который не был профинансирован за счет госбюджета. А еще минфин забыл 9 млрд грн невозврата НДС и т. д. В результате сделали красивую цифру для МВФ. Но при этом обвал экономики побил все рекорды, золотовалютные резервы упали до критического уровня, а суперинфляция превратила украинцев в нищих», — говорит в своем блоге Александр Охрименко.

В таких условиях продолжение кредитования означало бы риск, что МВФ никогда так и не вернет выделяемые средства. Поэтому кредитование и остановили. Но в силу политических причин МВФ все же пытается сейчас найти возможности удержать Украину в своих руках. Смена правительства в стране дала возможности для новых обещаний.

Какой вердикт выставит фонд Украине по результатам работы миссии, пока не ясно. Только украинские власти сегодня высказываются уверенно, что, мол, новый транш кредита уже в кармане у Украины, причем он будет уже к концу июня этого года.

По поводу суммы, правда, имеются разногласия. В начале апреля Петр Порошенко после беседы с вице-президентом США Джо Байденом говорил, что Украина может получить следующий транш кредита в 1 млрд долларов после выполнения определенных условий. Позже в апреле министр экономического развития и торговли Украины Степан Кубив заявил, что Киев рассчитывает получить транш на 1,7 млрд долларов до конца июня.

Глава Нацбанка Украины тоже уверена в успехе: на странице НБУ в «Фейсбуке» она заявила, что регулятор выполнил все требования программы расширенного финансирования МВФ, касающиеся его деятельности.

А Кубив в свою очередь во вторник представил парламентариям сразу 14 законопроектов, которые Рада должна принять безотлагательно для возобновления сотрудничества с МВФ. Проекты охватывают широкий круг вопросов — и налоговые, и энергетические, и приватизационные, и правовые.

Однако пока оптимизм украинской власти разделяют немногие. «Понятно, что правду они не говорят по простой причине — потому что она жесткая», — говорит Александр Охрименко. На самом деле проблемных вопросов очень много. Украинский экономист выделяет три самых болезненных.

Во-первых, это пенсионная реформа. «МВФ требует, чтобы государство платило только минимальную пенсию, а все надбавки — из созданного специального накопительного фонда. Это, конечно, улучшило бы ситуацию с дефицитом пенсионного фонда, но на это нужно время, и ни одна из сторон к этому еще не готова», — говорит Охрименко.

Во-вторых, для МВФ важен показатель чистых золотовалютных резервов (без учета денег МВФ и других кредиторов). По словам Охрименко, изначально МВФ ставил задачу нарастить чистые ЗВР к концу 2016 года до 8 млрд долларов. Но учитывая, что сейчас они составляют всего 1,3 млрд, понятно, что этот «маячок» Киев провалил с треском. МВФ идет на компромисс и требует хотя бы 4 млрд долларов чистых ЗВР к концу года.

Наконец, МВФ требует ликвидации монополии государства на рынке газа, ликвидации государственного Нафтогаза.

«Это крайне болезненное требование для украинской власти. Все понимают, что это очень доходный бизнес. Сегодня ни премьер, ни другие лица, приближенные к власти, не готовы отказываться от кормушки и избавлять себя от возможности заработать на Нафтогазе», — говорит Охрименко.

«Есть ряд моментов, которые касаются деолигархизации, против которых выступают ряд олигархов, приближенных к власти. Как Порошенко сам себе наступит на голову, ведь получается, что он должен создать проблемы своему бизнесу и бизнесу своих партнеров? Одно дело заявлять, что я буду бороться с офшорами и с олигархами, а другое дело — уничтожать бизнес, который тебя кормит», — говорит Охрименко.

Есть еще масса второстепенных вопросов, которые тоже предстоит решить. «Ситуация сложная, запутанная, надо искать компромисс, а как и что это будет за компромисс — не ясно», — резюмирует украинский эксперт.


Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.


По материалам: //vz.ru/economy/2016/5/10/809773.html

Похожие новости





Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Выбор редакции