Украинские заробитчане в ЕС: борьба за физическое выживание

0 1 626
0

В этом году во Львове бросаются в глаза многочисленные объявления о приеме на работу. Нужны работники разнообразнейших профессий — в сфере обслуживания, торговли, промышленности, на строительстве и т.п.

«В этом году у меня с предприятия уволились четверо работников. Выехали на заработки в Польшу и Чехию — собирать клубнику. Причина увольнения — не устраивает заработная плата. Однако даже при большом желании я не смог бы ее увеличить. Проблемы с кадрами и у иностранных предприятий, которые рассчитывали на дешевую рабочую силу. Однако после удвоения тарифов на тепло на 3–4 тыс. грн уже не выжить. Но как только работники поднимают вопрос о зарплате, их сразу увольняют с работы», — рассказывает директор одного из львовских предприятий.

Тревогу местного бизнеса усиливает то, что на заработки за рубеж обычно выезжают самые квалифицированные работники, которые до сих пор получали, на первый взгляд, неплохую заработную плату — 3–4 тыс. грн. Теперь она их не устраивает. Увольняются и едут инженеры, токари, фрезеровщики, работники образовательной сферы, медицинской, социальной. И даже директора. Жители западной Украины едут в основном в Польшу, Германию, Россию, Чехию, Венгрию. Соглашаются на сезонные работы: собирать фрукты и ягоды, работать на промышленных предприятиях. Зарабатывают не менее 7–10 тыс. грн.

«Беда в том, что выезжают самые активные люди, которые могли бы приносить пользу Украине. Но они правильно делают, — считает директор ООО „Инкомтранс“ Богдан Гагалюк. — Любая работа должна должным образом оплачиваться. Люди ищут возможность выжить в жестоких украинских реалиях».

Похоже, что эта тенденция на Украине приобретает массовый характер. Уже на сегодняшний день в Польше работают более 1 млн украинцев. По разным данным, в 2015 г. Польша выдала гражданам Украины около 900 тыс. виз, в частности и визы с разрешением на работу. В этом году желающих работать за рубежом стало еще больше. Кроме Польши, есть много и других стран, готовых принять дешевую рабочую силу с Украины. В общем, по мнению экспертов, на конец года за рубежом может оказаться до 5 млн человек, что составляет значительную часть трудового потенциала Украины.

Новые рабочие места на Украине могли бы создать инвесторы, но этому не способствуют война, кризис, коррупция, низкая платежеспособность населения, другие риски.

В конце 2015-го в стране значительно уменьшили единый социальный взнос для бизнеса, и от предпринимателей ожидали, что они соответственно повысят заработную плату своим работникам. Она вроде бы возросла, однако несущественно, ведь комплексную налоговую реформу так и не приняли. Бизнесу до сих пор не вернули миллиарды гривен, депонированных на НДС-счетах, и т.п. Поэтому, как считают предприниматели, это не создало условий для детенизации экономики и самой заработной платы.

«Мы много говорим об инвестициях, но на Украине нет разумной и взвешенной экономической политики. В государстве экономический кризис, война, а силовики — МВД и прокуратура — превратили давление на бизнес в своеобразный способ своего существования. Это не ведет к улучшению инвестиционного климата в государстве. Хотя сейчас должны были бы как можно больше заботиться об открытии своего пространства для инвестиций, а не отпугивать их», — убежден Богдан Гагалюк.

Для изменения ситуации необходим комплексный подход, включая реформу системы налогообложения, восстановление доверия бизнеса к власти, создание благоприятных условий для развития предпринимательства, доступ к дешевым кредитным ресурсам и пр. Однако общего плана действий Национального банка и правительства в этих вопросах нет.

Выезд людей за рубеж — это следствие утраты перспективы, невозможности самореализоваться, низких стандартов стоимости рабочей силы. И это огромная проблема, ведь уезжают люди, умеющие работать, самодостаточные, которые могли бы сделать много полезного в своем государстве. Однако нынешняя система экономики на Украине не дает им такой возможности.

Кроме трудовой, на Украине происходит еще и бизнес-эмиграция. Бизнес переносит свои производства в Польшу, Чехию, Венгрию, государства Балтии.

Напряжение в обществе возрастает. В Европе доля затрат на коммунальные услуги и продовольствие не превышает 27—30%. На Украине, как свидетельствует государственная статистика, около 60% средств семейного бюджета идет на оплату жилищно-коммунальных услуг и питания. Это признак крайней бедности населения. Чем больше средств в семье идет на текущие затраты, тем более бедным считается государство. Люди борются за физическое выживание. Заметны элементы деградации общества.

Сегодня за рубеж выезжают даже учителя, врачи, медсестры, госслужащие, не говоря уж о квалифицированных рабочих. Много людей у нас получают по 2–3 тыс. грн. Вместе с тем на Украине нет системы адресной системы социальной защиты. Система же субсидий направлена на финансирование монополистов: теплокоммунэнерго, облгазы, облэнерго и т.п. И это еще больше усугубляет кризис.

Комментарий Анатолия Кинаха, президента Украинского союза промышленников и предпринимателей:

— В самом бедном государстве ЕС, Болгарии, на 2016 г. законодательно утвержден размер минимальной месячной заработной платы — 184 евро. На Украине квалифицированный специалист получает в среднем на 15–16 евро меньше «минималки» в Болгарии. Это трагичная ситуация. Поэтому люди вынуждены искать средства для существования за рубежом. Работать и пополнять бюджет не собственного государства, а чужого.

На этом фоне у нас огромные проблемы с развитием трудового потенциала. Сейчас очень трудно найти квалифицированного токаря, фрезеровщика, слесаря, мастера производственного обучения и др. Ныне в этот перечень добавилось много других специальностей.

Падение платежеспособности больше всего ударило по малому и среднему бизнесу — в частности по сфере услуг, торговли и производства. Это создает очень серьезный кризис. Поскольку для Украины развитие малого и среднего бизнеса имеет важное социально-экономическое и общественно-политическое значение. Это — источник не только новых рабочих мест, но и очень важного для государства среднего класса, ныне исчезающего.

Сейчас инвестиции в реальное производство фактически отсутствуют. Финансовые ресурсы направляются прежде всего в банковскую систему, на рефинансирование банковских структур иностранных банков. Эти меры не способствуют созданию рабочих мест.

Результатом деиндустриализации экономики является угроза преобразования Украины в сырьевой придаток развитых стран, экспортера дешевой квалифицированной рабочей силы. К сожалению, приоритеты, утвержденные Кабмином, в очень малой части учитывают предложения бизнеса и напоминают, скорее, декларацию о намерениях. Программа — это технологические структурированные документы, с нормативной базой, ресурсами, сроками, исполнителями, персональным контролем. И, безусловно, с мониторингом каждого этапа ее выполнения. Таких программ на Украине сегодня нет.

Особенно беспокоит беспрецедентный масштаб коррупции, фискального силового давления на бизнес. Как говорят наши коллеги на Западе, нужно формировать такую систему, такие правила игры, чтобы работать по закону было выгодно. В тени у нас работают не только коррупционеры, но и огромное количество людей, которые должны просто выживать. Они готовы принять разумные правила игры, но им этого не предлагают. Изменить ситуацию можно лишь комплексным, системным подходом, в основе которого лежат доверие бизнеса и общества к власти и государству.



Источник: //rusnext.ru/news/1471191259


Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.


По материалам: //rusnext.ru/

Похожие новости





Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Выбор редакции