Воля и политическое чутьё. Западные эксперты поняли, почему Россия не сломалась

0 1 312
0

 

По мере того как политические страсти вокруг исхода президентских выборов в США начали стихать, а европейские лидеры и западный истеблишмент в целом оказался в новой политической реальности, перед атлантическим и американским экспертным сообществом в частности встала задача осмысления так и не случившегося падения "режима Владимира Путина", которое прогнозировалось и ожидалось всеми западными "мозговыми танками". 


Такого рода объективный и непредвзятый анализ должен сопровождаться и неизбежным анализом ошибок западной политики по отношению к России, которое трудно представить при текущем политическом лидерстве, особенно в странах Евросоюза.


Тем не менее уже сейчас можно наблюдать попытки такого рода анализа, тем более ценных, что они проистекают из оплота вашингтонского экспертного сообщества – "Атлантического совета" и озвучиваются ведущим аналитиком организации по России и Евразии в лице ярого русофоба и критика нашей страны Андерса Аслунда. Лайф разбирался, какие аргументы в пользу того, что Россия и впредь "останется на плаву", изложил Аслунд и чему у нашей страны стоит поучиться другим государствам, решившим поставить под сомнение справедливость установленного Западом миропорядка.


Аслунд начинает с того, что, вспоминая своё пребывание в Советском Союзе в 1983 году, проводит параллели между существовавшими в те времена экономическими проблемами СССР и текущим положением России. После дежурных слов о том, что в государстве и обществе всё сгнило и коррумпировалось, ведущий аналитик Атлантического совета делает довольно примечательное признание, касающееся качества управления экономикой в советское время и сейчас. Как оказалось, макроэкономический менеджмент и эффективность действий российского политического руководства существенно возросли. Бюджет не испытывает недостатка в финансировании расходов, даже несмотря на продолжающиеся западные санкции.


При этом, в первую очередь по причине рухнувших цен на энергоносители, Россия опустилась с 6-го места в мире по объёму ВВП на 14-е — эти данные в аналитическом материале приводятся со ссылкой на профильные исследования МВФ, которым, впрочем, нельзя в полной мере доверять, так как они используют разного рода понижающие и повышающие коэффициенты и включают в ВВП отдельные, крайне перегретые сектора, такие как финансовые и брокерские услуги, а также пересчитывают ВВП исходя из принципов так называемой "скрытой вменённой прибыли", когда в качестве дохода начинает, к примеру, фигурировать гипотетическая рента за принадлежащее гражданину имущество, при том что оно никогда в аренду не сдавалось.


Доверять расчётам МВФ необходимо с оговорками, но и в случае с Россией Аслунд вынужден признавать, что при объёме российского ВВП в 6% от соответствующего показателя США и оборонных расходов в 8% от американских российскому руководству удалось достичь "впечатляющих" успехов в области макроэкономической стабилизации.


 

Фото: © L!FE/Владимир Суворов


Ключевую роль в вопросе экономической стабилизации после валютной паники конца 2014 года, по мнению аналитиков Атлантического совета, сыграли действия российского ЦБ, который вовремя девальвировал рубль и смог спасти международные резервы страны от пустого "прожигания" в рамках политики поддержания валютных коридоров.


Как отмечает Аслунд, успешная экономическая стратегия президента Путина в условиях ухудшившейся международной экономической конъюнктуры и санкционного режима базировалась на пяти основных принципах: объём международных резервов в суверенных фондах и в распоряжении ЦБ, размер выплат по долговым обязательствам, бюджетный баланс, инфляция и уровень безработицы. И по всем этим параметрам, как следует из анализа Аслунда, российское правительство смогло обеспечить стабильные показатели и не допустить существенного роста или падения.


Это отразилось в частности на ключевом факторе макроэкономической стабильности — объёме международных резервов. Несмотря на все пертурбации их объём никогда не падал ниже 400 миллиардов долларов, причём даже в условиях падения объёма экспортноимпортных операций почти вдвое по сравнению с 2013 годом, удалось сохранить положительное сальдо внешнеторговых операций.


Следует отметить, что при всей критики отечественного Министерства финансов внутри страны, в материале Аслунда отдаётся дань уважения довольно жёсткой кредитно-денежной политики финансовых властей России, которые смогли удержать дефицит бюджета на уровне 3% ВВП, а сокращающийся приток валюты был компенсирован упавшим курсом рубля. На этом фоне инфляция также замедляется и составляет порядка 6% с тенденцией к снижению, отмечает Аслунд также и стабильную ситуацию с безработицей, которая держится в районе 5,4% и демонстрирует тенденцию к понижению. 


При этом существуют и объективные признаки проблем в экономике, за которые в некоторой степени ответственны введённые Западом антироссийский санкции, которые ограничивают (а в некоторых случаях и восе закрывают) доступ российских банков и компаний к иностранному инвестиционному финансированию и технологиям. Всё это сказывается на падении реально располагаемых доходов граждан, которые сократились за прошлый год на 10%, а в этом году вероятно упадут ещё на 5—6%. И вот тут Аслунд и делает закономерное в его системе мировоззрения и координат признание.


По мнению ведущего аналитика Атлантического совета, такого рода падение жизненного уровня привело бы к неизбежному возмущению жителей западных стран, что неизбежно отразилось бы и на политической повестке. Однако в случае с россиянами ничего подобного не произошло.


Граждане страны оказались не готовы объективно имеющееся недовольство существующим положением дел в экономике транслировать в политическую сферу, памятуя, что их благосостояние с 1999 по 2008 год возросло более чем в 2 раза, что в немалой степени является заслугой президента, который заключил с обществом своеобразный договор, указывает Аслунд. В обмен на экономический рост российский народ был политически лоялен. Но, как оказалось, в ухудшившихся условиях россияне оказались не готовы разрушать собственное государство и политическую систему. 


 

Фото: © РИА Новости/Наталья Селиверстова


Вместе с тем Аслунд, выражая определённую точку зрения западных экспертных кругов, заявляет о том, что президент Путин, предвидя внутриэлитное сопротивление, начал "зачистки" в среде российского высшего политического руководства, упоминая, в частности, последние события вокруг задержания и ареста бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева.


В итоге, признаётся Аслунд в своем аналитическом материале, Путин сохраняет пространство для маневра, расширившееся после избрания президентом США Дональда Трампа. И он время зря терять вряд ли станет, максимально используя его для консолидации своих успехов на внешне- и внутриполитическом треке.


Признания известного русофоба и ведущего аналитика ряда авторитетных вашингтонских структур Андерса Аслунда являются значимым индикатором признания Западом неизбежности поиска договорённостей с Россией и крахом надежд, что санкционный режим и пропагандистское давление уничтожат экономику страны или вызовут восстание населения. Российское руководство во главе с президентом Путиным оказалось достаточно гибким, приспособленным и обладающим способностью консолидироваться перед лицом внешней угрозы, что сказалось и на политической управляемости системы власти в стране.


С другой же стороны, Запад, и это вынуждены признавать в том числе и эксперты, исповедующие атлантические глобалистские взгляды, исчерпал механизмы "мягкого давления" на России, а растянутое по времени "закручивание гаек" позволило нашей стране подготовиться, начав программы импортозамещения, разработки собственных альтернативных финансовых инструментов — от аналога "межбанковского Интернета" системы SWIFT и заканчивая собственными платёжными карточными системами. И пусть пока они не работают в полной мере — в нужный момент вся инфраструктура будет задействована. Стратегия российского руководства, выразившаяся в постепенном, шаг за шагом отвоёвывании того или иного, бывшего ещё вчера эксклюзивно западным куска рынка или технологии, оказалась вполне успешной.

Разумеется, с приходом Трампа или иного более менее прагматичного западного лидера естественная геополитическая конкуренция не исчезнет, но есть большая вероятность того, что в прошлое уйдёт менторский тон Запада и его стремление решить задачи транснациональных элит с помощью структур национальных государств, зачастую во вред их же суверенным интересам.


Илья Ухов


Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.


По материалам: //life.ru/938990

Похожие новости





Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Выбор редакции