Злука или Зрада?

0 1 086
0

 
Первая Мировая война, четыре года бушевавшая в Европе, ввергла в тяжелейший кризис, а позже и до основания сокрушила две крупнейшие империи – Российскую и Австро-Венгерскую. Обе империи к началу XX века представляли собой архаичные и не поддающиеся модернизации режимы с тяжким и застарелым грузом неразрешённых вовремя внутренних проблем и конфликтов.
 

Отречение от престола Николая II и военное поражение Австро-Венгрии запустили в обеих империях центробежные процессы, в результате которых на карте Европы появились новые государства. Ещё больше возникло квазигосударств, режимы в которых сменялись быстрее, чем граждане успевали запомнить имена новоявленных властителей и их политические платформы.

К таким квазигосударствам относились УНР и ЗУНР. О них в данном случае и пойдёт речь.

Собственно, если не заглядывать в роскошные украинские учебники истории, а обратиться сугубо к документам, на момент подписания «Акта Злуки» УНР была аморфным и совершенно ничтожным образованием. Под контролем «директории» находилась незначительная часть территорий, которые теперь принято размашисто изображать на незалежных и пэрэможных картах. На юге, в Одессе, хозяйничали французские интервенты и деникинская Добровольческая армия. С севера наступали войска Красной Армии, в начале января уже занявшие Харьков.

Новороссия, Таврия и Донбасс в своё время чётко и ясно заявили, что не желают ни в каком качестве быть в составе УНР. В начале 1918 года по этим территориям прокатились вооружённые восстания, в результате которых образовались народные республики, заявившие о своём прямом подчинении петроградскому Совнаркому.

Примечательно также, что УНР так и не смогла справиться ни с одной из этих республик своими силами: подмять под себя эти территории ей удалось лишь с помощью австрийских и немецких интервентов.

Положение, в котором пребывала на момент подписания «Акта Злуки» ЗУНР, иначе как агонией и не назовёшь: румынские интервенты захватили Черновцы, чехословацкие – Ужгород, а в стольном граде Львов панувалы поляки, которые составляли большинство городского населения и не желали жить нигде, кроме Польши. В зависимости от продвижения оккупационных войск, перемещалась и столица ЗУНР. Из Львова она сперва переехала в Тернополь, а затем и в Станислав (Ивано-Франковск), где и пребывала вплоть до ликвидации квазигосударства.

Фактически со стороны ЗУНР «Акт Злуки» был жестом отчаяния, последней попыткой опереться на кого угодно против наседающих со всех сторон врагов. Винниченко и Петлюра тоже питали кое-какие надежды на профит от слияния с ЗУНР. Пятидесятитысячная армия Петлюры де-факто представляла собой столь же неприглядное зрелище, как и ВСУ при Порошенко: шайку насильников, погромщиков и мародёров. По этой причине петлюровцев били абсолютно все, с кем их сталкивала военная невезуха.

Парадоксальным образом «территория без армии» должна была слиться с «армией без территории», и в результате слияния каждая сторона надеялась упрочить свои позиции за счёт другой.

Так уж случилось, что две фикции, идя навстречу, подписали «Акт Злуки» в декабре 1918 года в Фастове, а 22 января 1919-го о нём было объявлено на Софиевской площади в Киеве.

На этом, собственно, вся «Злука» и закончилась, хотя формально она продолжалась до конца 1919 года.

Уже через несколько дней после торжественного мероприятия на Софиевской площади к Киеву подошла Красная Армия, в составе которой воевали отряды украинцев Щорса, Богуна, Боженко, и 5 февраля взяла город, из которого армия Петлюры бежала без  памяти на четвереньках.

К началу лета 1919 года поляки уже оккупировали 80% территории ЗУНР, не лучшие дела обстояли у Петлюры. Только наступление Деникина отсрочило полный разгром «соборной» УНР. Петлюра, в свою очередь, 25 апреля 1920 года заключил союз с Польшей, по которому отказывался от претензий на «Западную область УНР», проведя границу по реке Збруч. Мановением руки «головного атамана» под польское ярмо попали немалые территории и население, до которых не успели добраться ручонки менее шустрых и сильных оккупантов. На какие только жертвы не пойдёшь ради борьбы с клятыми большевиками, да и продлить политическую карьеру любой ценой хочется.

А теперь – самая смачная часть истории, о которой страшно не любят вспоминать сегодняшние профессиональные украинские патриоты.

Не один Петлюра слил «Злуку». Он даже первым не был. Западенцы со своей стороны тоже не подкачали. Воевать за «соборный» Киев галичане точно не собирались. Выбитые из Западной Украины сильной и хорошо вооружённой французским оружием польской армией, козлопасы и гречкосеи из Украинской Галицкой Армии (УГА) откатились на юг Украины. После пары стычек с Добровольческой армией сичевые стрельцы УГА предпочли за благо расторгнуть «Акт Злуки» и заключить союз с Деникиным в начале декабря 1919 года.

Только благодаря этому союзу УГА не была перемолота между жерновами красной и белой армий, и оказалась в Одессе, где стараниями «старшего партнёра» получила собственную оккупационную зону, отгороженную от деникинской натянутыми поперёк одесских улиц верёвками. Правда, воевать на стороне Деникина за «Единую и Неделимую» у козлопасов и гречкосеев не сложилось по причине эпидемии сыпного тифа, вызванного повальной завшивленностью «вуек».

Но и это ещё не всё. Уже в январе 1920 среди «воякив» УГА внезапно вспыхивает чувство классовой солидарности с пролетариями всех стран, и её командование подписывает договор с Советами. УГА срочно переименовывается в ЧУГА – Червоную УГА, но и это ещё не было конечной трансформацей армии «соборных» галичан. Нападение Польши на Советские Белоруссию и Украину вызывает острую ностальгию «червоных сечевиков» по панскому сапогу, так что ЧУГА срочно вертает назад гордое имя УГА, объявив о своём переходе на сторону поляков и, как утверждают, даже участвует во взятии Киева польскими интервентами.

На предательство УГА-ЧУГА-УГА большевики ответили адекватно, и в один прекрасный день верхушка хамелеонов из галичанской армии получила по свинцовой пломбе в лоб от одесского ЧК.

Скупая на победы новая история Украины заставила украинское руководство во главе с Кучмой в 1999 году вытащить на свет ничтожное со всех точек зрения событие «соборности», отрезать от него всё неприглядное, и выдавать разрисованный пустотелый симулякр за эпохальное событие, определившее судьбу Украины.

Видимо, понимая дутость «исторической даты», ни один из украинских президентов не решился сделать 22 января красным днём календаря. Впрочем, «событие» отмечали «живыми цепочками», народными гуляниями, концертами на каналах УТ и официальными речами.

Своего апофигея празднование «Акта Злуки» достигло в период правления Ющенко, выделяющегося своей уникальной бездарностью даже на фоне серой череды прочих украинских президентов. При Януковиче «день соборности» не перестали отмечать на официальном уровне — пороху отменить насквозь фальшивый праздник у «регионалов» не хватило.

Что касается Порошенко, то сей государственный дуб уже доказал свою приверженность не только поклоняться любому свидомому чучелу, но и готовность плодить новые.

Как следует из самого «Акта Злуки», для  Донбасса, Новороссии и Крыма в нём вообще нет места. Во всяком случае, «соборность» уж точно не касалась всей Украины в границах 1991 года.

Вся «ценность» подписанной 22 января 1919 года бумажки между УНР и ЗУНР для современных шароварников заключена в том, что в ней нет никакой роли русского и советского фактора, сыгравшего ключевую роль во всех интеграционных процессах для Украины.

Продолжая праздновать фальшивую «соборность», украинское руководство лишний раз расписывается в примате ущербного украинского национализма в своей политике и определяет Россию вместе с исторической общностью трёх славянских народов, как опасное для себя геополитическое образование.

И, как видно, смены гибельного курса Украины нет и не предвидится.

Александр Ростовцев


Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.


По материалам: PolitCentr

Похожие новости





Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Выбор редакции