Чего не хватает ВМФ России для полноценного присутствия в Мировом океане

0 726
0


Российский военно-морской флот отмечает в воскресенье свой очередной праздник — День ВМФ. За торжественными словами и искренними поздравлениями, однако, не стоит забыть и об одном из главных предназначений флота — демонстрации флага по всему Мировому океану.

Что требуется российскому флоту, пережившему крах 90-х годов, для возрождения своих глобальных возможностей?

В воскресенье в приморских городах России, как обычно, пройдут торжества по случаю Дня ВМФ. Главный морской парад намечен в Петербурге и Кронштадте. Здесь в почетном строю пройдут более 40 кораблей и примерно столько же воздушных судов, представляющих все четыре флота России – Балтийский, Черноморский, Северный, Тихоокеанский.

А вот на параде во Владивостоке в строю кораблей Тихоокеанского флота займет место учебный корабль «Перекоп», совершивший дальний переход с Черноморского на Тихоокеанский флот. Как напоминает портал «Flot.com», «Перекоп» вышел из Кронштадта в дальний морской поход 1 марта. В общей сложности за время похода на нем по очереди пройдут практику более 500 курсантов четырех вузов: двух петербургских, балтийского и дальневосточного. Принятый в состав флота еще в 1977 году корабль в итоге побывает во всех четырех океанах и впервые за свою историю покорит Северный морской путь.

Корветы «Бойкий» и «Стойкий» Балтфлота незадолго до Дня ВМФ завершили дальний поход в Северную Атлантику. Это один из сотни морских походов, анонсированных командованием в этом году. В общей сложности, этим летом десять боевых надводных кораблей и девять судов Балтийского флота совершают далекие походы в Атлантику, Арктику, Восточное Средиземноморье, Индийский и Тихий океаны.

В мае президент Владимир Путин не без гордости отмечал: география присутствия российского флота существенно расширилась. В частности, речь идет о Средиземном море, Северной Атлантике и морском пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона, пояснил глава государства. «В текущем году запланировано 102 похода кораблей и подводных лодок», – говорил президент.

То, что мы наблюдаем сейчас – показатель того, что наш флот возродился после катастрофы 90-х годов, – сказал газете ВЗГЛЯД бывший начштаба Черноморского флота, вице-адмирал Петр Святашев. В том же духе высказался и председатель Движения поддержки флота, капитан 1 ранга запаса Михаил Ненашев. «Еще недавно корабли могли отходить всего на 15-60 миль от берега, а об этом уже рапортовали как о полномасштабных учениях. Сейчас – по всему миру в формате постоянного присутствия, во всех пяти океанах», – сказал Ненашев газете ВЗГЛЯД.

В значительной мере так оно и есть, признаки возрождения налицо, достаточно вспомнить хотя бы операции ВМФ у берегов Сирии. И все же возникает вопрос – достаточно у нашего ВМФ сил и возможностей для демонстрации флага во всем мировом океане?

Начнем как раз со Средиземного моря. Здесь на постоянной основе действует российская эскадра, в состав которой входят до 15 боевых кораблей и судов обеспечения. В том числе, это фрегаты «Адмирал Эссен» и «Адмирал Григорович», а также дизельные подлодки, которые неоднократно наносили удары «Калибрами» по целям в Сирии.

С другими дальними акваториями – уже сложнее. По сути, все широко анонсированные походы сразу по всем остальным океанам выполняют всего два корабля.

Первый – это уже упомянутый учебный корабль для курсантов «Перекоп». Второй – сторожевой корабль Балтфлота «Ярослав Мудрый». В 2014 и 2015 годах сторожевик совершал походы в Средиземном море и Индийском океане, в 2016-м ходил к Африканскому Рогу для участия в операциях против террористов и сомалийских пиратов, и в Карибское море. В прошлом году корабль «пережил» доковый ремонт. С мая этого года «Ярослав Мудрый» отслеживает авианосную группировку американского флота в Средиземном море.

Также сейчас в дальних походах находятся большие противолодочные корабли Тихоокеанского флота «Адмирал Трибуц» и «Адмирал Виноградов». Эти корабли побывали с визитами в Камбодже, Таиланде и Вьетнаме.

Достаточно ли этого для доказательства того, что флот восстановил полноценное присутствие в глобальном масштабе? За весь прошлый год наши боевые надводные корабли основных классов выполнили, по открытым данным, 34 боевых похода в дальних водах. За счет чего можно выполнить в этом году в три раза больше?

Можно предположить, что для усиления эскадры в Средиземноморье перебросят еще один большой десантный корабль, и пару корветов. Но, вновь заметим, речь опять же идет об отдельно взятом Средиземноморье, а не о мировом океане. Судя по всему, с оптимистическим выводом вице-адмирала Святашева о возрождении флота после кризиса 90-х пока рано полностью соглашаться. Мы скорее в самом начале этого процесса — что, конечно, уже немало. И все же пока, на данный момент у российского ВМФ просто нет достаточного количества технически готовых кораблей океанской и дальней морской зоны.

В ВМФ РФ имеется около десяти РПКСН (ракетный подводный крейсер стратегического назначения), но этого все равно не хватает для полноценного возвращения в Мировой океан. Есть столько же многоцелевых атомных лодок, но они остаются в разной, не всегда полной технической готовности. Что касается дизель-электрических подлодок, то они вообще не годятся для дальних походов. Да и вообще субмарины никак не могут обозначить присутствие в Мировом океане как раз потому, что их никто не должен видеть. Остаются корабли ближней морской зоны, разведчики, учебные корабли и морские суда обеспечения. Если считать вместе с их переходами, то тогда, да, наберется более сотни походов.

Что же необходимо делать, чтобы Андреевский флаг вновь полноценно обозначил свое постоянное присутствие в Мировом океане?

Прежде всего — требуется обновление более чем 100 кораблей первого и второго рангов, сотен судов обеспечения, различного класса танкеров, транспортных судов.

Кроме того, необходимо возрождать пункты временного базирования (а лучше – постоянного) не только в Сирии, но и во Вьетнаме, и на Кубе, – сказал газете ВЗГЛЯД руководитель Клуба моряков-подводников, капитан 1 ранга запаса Игорь Курдин. «Нам надо увеличить коэффициент оперативного использования. Мы дольше сможем держать корабли в определенных районах Мирового океана и экономить их моторесурс. Одно дело ремонтировать корабль с помощью плавучих заводов, например в том же сирийском Тартусе, другое – гнать его обратно вокруг Европы на базу Северного флота», – заметил Курдин.

Да, в последнее время мы видели значимые походы, а не просто визиты вежливости – например в Индонезию, на Филиппины. Но многие направления пока остаются малоосвоенными. Так, по мнению экспертов, неплохой демонстрацией силы был бы «круиз» одного из наших харизматичных боевых надводных кораблей по странам Латинской Америки, где мы – за исключением разведчиков – не были с 2016 года.

Разрушить флот — как это происходило в 1990-е — было гораздо проще, чем воссоздавать его, как это происходит сегодня. Мы являемся свидетелями упорных усилий по возрождению возможностей российского ВМФ до необходимых для страны размеров.

Андрей Резчиков, ВЗГЛЯД


Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.


По материалам: PolitCentr

Похожие новости





Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Выбор редакции