Слишком активные попытки некоторых государств развивать собственную военно-морскую деятельность в Арктической зоне заставили Минобороны внести на рассмотрение правительства России правила прохода иностранными кораблями Северного морского пути.
"Это необходимо нашей стране, и спрашивать разрешения у других мы не будем", - считает контр-адмирал Всеволод Хмыров.
Вашингтон между тем довольно ясно обозначил свою "твердую позицию": Северный морской путь, уверены в США, это "международная транспортная артерия", поэтому американцы рассчитывают на проведение здесь своих учений "по обеспечению свободы мореплавания". Такую позицию на днях озвучил глава Береговой охраны США адмирал Пол Зукунфт.
Может показаться, что Россия как-то ограничивает проход иностранным судам по Северному морскому пути. Но такое впечатление глубоко ошибочно. СМП еще с конца холодной войны открыт для иностранного судоходства.
Видимо, дело совсем не в судоходстве? Ведь не просто так глава Европейского командования ВС США генерал Кертис Скапарротти заявил о намерении "сдержать Москву в Арктике".
При этом генерал признал, что в настоящее время Северный морской путь практически всегда открыт, поскольку в нем есть "ресурсная и коммерческая заинтересованность". При этом, отметил Скапарротти, Россия "повысила свой оборонный потенциал" в этом регионе, а также разместила современнейшие радарные системы и так далее.
Именно поэтому США решили "послать России сигнал" и изменили развертывание некоторых американских оперативных сил в регионе.
По мнению сопредседателя Союза ветеранов боевых служб ВМФ Виктора Блытова, американцы, пытаясь объявить СМП международным, планируют ввести сюда свой военный флот. И все это – без разрешения России. Все чаще появляются здесь и китайские суда.
Россия давно должна была разработать эти правила, которые уже действуют в Керченском проливе: хотите пройти – уведомляйте за 45 суток. И если гражданских судов это не сильно касается, то военные вообще "надо донага раздевать и досматривать", раз уж они захотели войти в российские территориальные воды.
До тех пор, пока у нашей страны не появились в Арктике собственные интересы, Россия раздала немало своих вод в регионе, к примеру, той же Норвегии. А в ответ норвежские пограничники стали арестовывать российские рыболовецкие суда.
Вроде бы Россия проявила добрую волю, а в ответ получила многочисленные аресты и штрафы – и это за то, что российские рыбаки ловили рыбу в водах, которые испокон веков были нашими, недоумевает эксперт.
По его словам, так, как в свое время поступил Дмитрий Медведев, раздавая российские территориальные воды направо-налево, ни одна страна никогда не поступала.
Такого же мнения о предложенных правительству новых правилах использования иностранными кораблями Северного морского пути придерживается и экс-командующий дивизией подводных лодок Северного флота РФ Герой России контр-адмирал Всеволод Хмыров.
По его словам, Арктика – это зона влияния России. Поэтому желание государства распоряжаться своими судоходными путями вполне соответствует международным морским правилам. Поэтому Россия имеет право устанавливать в своих прибрежных территориальных водах собственные правила, как и любое другое государство в аналогичной ситуации.
Россия должна отстаивать свои интересы, не оглядываясь на несогласие некоторых других сторон. И этим надо было заниматься еще в советское время – ради военной и коммерческой безопасности страны. И именно так поступают большинство других стран.
Почему-то именно Россия привыкла оглядываться и сомневаться в своих решениях: а вдруг обо мне плохо подумают соседи? Да на это надо просто не обращать внимания, если речь идет об интересах страны.
Читайте также: Новое американское «супероружие» — боевые туннели
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.