Потери Порошенко из-за офшоргейта

0 991
0

«Это все равно, что поставить человека к стенке на расстрел и пострелять над ухом»
 
Несмотря на отсутствие юридических последствий скандала с офшорами, политические потери для Петра Порошенко будут колоссальными. «Президенту уже нанесен вред, рейтинги просядут. Это все равно, что поставить человека к стенке на расстрел и пострелять у него над ухом», — считает политэксперт Руслан Бортник.
 
Вариантов, кто был «стрелком», немного: в украинском информпространстве скандал «выстрелил» благодаря организации журналистов, работающих на гранты. В том числе от США.
 
«Полагаю, эти «сливы» и были секретным содержанием красного чемоданчика Кэрри (в ходе недавнего визита в Москву глава Госдепа носил с собой загадочный саквояж. — Авт.). Утечка такого колоссального объема информации — включая политиков, бизнесменов и т. д. — игра «дяди Сэма», который решил показать миру, где раки зимуют, — считает нардеп от Радикальной партии Андрей Артеменко. — И это означает, что отныне любое назначение правительства, создание коалиции и т. п. будет проходить в Вашингтоне».
 
Скандал может ударить и по международной позиции Украины. «Само по себе расследование не так страшно, а вот вкупе с обвинениями в тотальной коррупции, в том числе скандальной статьи в «Нью-Йорк Таймс», оно может испортить нам перспективы. Иными словами, Запад разочаруется в Украине, и доноры могут не дать нам денег — мол, их и так украдут, — сказала «Вестям» эксперт по европейской политике Олег Кравченко. — Кроме того, скандал может обернуться снижением поддержки в противостоянии с Россией, в результате, не исключено, что в июне могут не продлить санкции против РФ».
 
Политологи описали наиболее вероятные сценарии, которые ждут президента после офшоргейта.
 
Три варианта для президента
 
Вариантов дальнейшего развития ситуации три. По первому, скандал будет «замылен» АП и переведен в юридическую плоскость. «Ударит ли скандал по президенту в стране, где 90% населения изобретает способы избежать налогов? Не думаю, — считает политолог Кость Бондаренко. — Скорее, американцы намереваются «пакистанизировать» Украину, создав молодой-перспективный противовес Порошенко по аналогии с коррупционером Первезом Мушаррафом и относительно честной Беназир Бхутто».
 
В этом случае за фазой скандала последует затухание, с последующим взрывом в подходящий момент в случае необходимости смены коалиции и перевыборов. «Скандал сыграет роль «дела Гонгадзе» в кампании 2004 года», — считает Руслан Бортник.
 
Второй вариант — запуск процесса следственной комиссии в Раде. О ее создании сегодня заявили Олег Ляшко и «еврооптимисты» Сергей Лещенко и Мустафа Найем. Но, учитывая, что состав преступления де-юре отсутствует, президент использует комиссию для отбеливания своей репутации.
 
Наконец, третий вариант для президента фатален. Он подразумевает возбуждение «фактового» уголовного дела. «Его инициирует какой-нибудь честный следователь прокуратуры, как вариант — замгенпрокурора, который хочет возглавить ведомство, или честный следователь НАБУ, который пойдет против системы, — сказал Бортник. — И это будет скандал внутри скандала — неправовой путь, но на фоне нынешнего развала правовой системы общество его оценит, а рейтинги президента обрушатся вместе с легитимностью».
 
Украинское ИА «Вести» также отследило  всю хронологию скандала и выяснило, каким образом команда президента решила защищаться после громкого разоблачения.
 
Ящик Пандоры
 
Сами документы о деятельности офшорной компании и ее клиентах год назад попали в редакцию немецкой газеты Süddeutsche Zeitung. Их было настолько много (около 11,5 млн документов, всего 2,6 терабайта данных, с 1970 года по весну 2016-го), что решено было привлечь Международный консорциум журналистов-расследователей и Центр по исследованию коррупции.
 
В списке около 20 фамилий украинских бизнесменов (кроме Петра Порошенко, фигурирует экс-премьер Павел Лазаренко, мэр Одессы Геннадий Труханов сразу с 20 «офшорками» и российским паспортом в кармане, а также безымянный пока олигарх).
 
Сам Петр Порошенко не раз обещал продать бизнес: самый «вкусный» актив, компания Roshen, по его словам, сегодня управляется независимым «слепым трастом». Другие активы (см. инфографику) — либо инвестфондом президента Prime Assets Capital, либо напрямую (президент числится соучредителем и бенефициаром, например, в случае со страховой компанией «Країна» — совместно с Игорем Кононенко). Связаны ли они с офшорами, узнаем на днях: консорциум журналистов в лице Дрю Салливана анонсировал появление новых «сливов».
 
Итак, сегодня в панамском «ящике Пандоры» есть данные о создании Петром Порошенко летом 2014-го компании Prime Asset Partners на Британских Виргинских островах (офшор).
 
Документы (копия паспорта президента и физический адрес в Киеве, на ул. Грушевского) не оставляют сомнений — речь о том самом Порошенко. Да и в документах юрфирмы-регистратора упоминается: «Учесть интересы человека, связанного с политикой».
 
В августе на первую компанию переписывают кипрский офшор CEE Confectionery Investments Ltd, который владеет зарегистрированной в Нидерландах компанией Roshen Europe B.V. По документам цена всех компаний — около $3 тыс., впрочем в декларации президента за 2014 год в графе «офшоры» прочерк. Документы компании, созданной Порошенко в Британской Виргинии, были направлены с курьером в Цюрих, предположительно, для передачи в управление Rothschild Group (авторитетная компания, в структуру которой входит и тот самый траст).
 
А в понедельник, 4 апреля, вечером британская газета The Guardian обнародовала информацию о том, что офшорная комапния Intraco Management Ltd, владельцами которой журналисты назвали Петра Порошенко и Игоря Кононенко, занимается торговлей с дочерней компанией «Газпрома» — «Газпромнефть-АЭРО Шереметьево». Якобы 21 ноября 2014-го офшор заключил сделку на 500 тыс. тонн авиакеросина.
 
Какие законы нарушил Порошенко
 
Попытки продать Roshen президент предпринимал и раньше. В августе 2014-го сообщалось, что Ротшильды работают в консорциуме с компанией ICU из Украины. Ее совладельцем была глава НБУ Валерия Гонтарева (а в партнерах числился инвестбанкир Макар Пасенюк, которого, по некоторым данным, держат в «кадровом резерве» АП). ICU, по документам Mossack Fonseca, была тесно связана с российским бизнесом, в частности, главой Банка ВТБ Юрием Соловьевым.
 
А в мае 2015-го появилась информация о желании компании Nestle купить корпорацию за $1 млрд, но, по словам топ-менеджеров, Порошенко оценил свой бизнес в $3 млрд. Появилась информация о возможности продажи компании своим же управляющим.
 
В чем же обвиняют президента? «Порошенко продолжал заниматься предпринимательской деятельностью после выборов. Сам факт регистрации компании, связанной с Roshen, можно рассматривать как сделку», — сказал «Вестям» член правления «Transparency International Україна» Андрей Марусов. Это прямо противоречит ст. 102 Конституции. Но и факт внесения неправдивых данных в декларацию по нынешним временам — уголовное преступление. «Но новые формы декларирования еще не запущены — и сейчас привлечь президента невозможно. Максимум — админнарушение и штраф в 6 тыс. грн», — пояснил нам глава Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин.
 
А нардеп Сергей Лещенко убежден: именно по причине наличия офшорных компаний у большинства политиков (в высоких кабинетах — это секрет Полишинеля) АП разыграла отсрочку введения электронного декларирования. «Уже завтра незадекларированный офшор мог бы стать частью уголовного процесса — вот систему электронного декларирования и пытались уничтожить», — считает он.
 
А вот кто привлечет к ответственности — вопрос. В НАБУ «Вестям» сказали прямо: президент им неподотчетен. «Вести досудебное расследование в отношении действующего президента мы не можем. В нашей подследственности только бывшие президенты, — сообщили нам в пресс-службе. — И то, если станут известны факты, указывающие на свершение уголовного правонарушения». В ГПУ также отметили: не их подследственность. «Мы дискутируем о том, кто должен привлекать, — это либо фискальная служба, либо полиция», — сказал «Вестям» Шабунин.
 
Состав преступления отсутствует
 
В АП до полудня соблюдали гробовое молчание. Среди «ботов», работающих в Сети не без участия Банковой, по данным «Вестей», появился заказ на «работу»: нужно было осветить в соцсетях тезис о непрофессионализме журналистов и отстранении президента от бизнеса.
 
Сам Петр Порошенко прокомментировал ситуацию в «Фейсбуке» спустя почти сутки после скандала: «Я — первое должностное лицо, которое серьезно относится к декларированию имущества, оплате налогов и вопросу конфликта интересов. Я отошел от управления активами. Жду пояснений от консалтинговых и юридических компаний».
 
Высказались также юристы компании «Авеллум», нанятой президентом для подготовки Roshen к продаже: «Создание компаний в иностранной юрисдикции было единственным путем для передачи активов в управление авторитетной трастовой структуре». Также юристы уточнили: банковские счета компаниям не открывались. Финоперации не проводились. Состав преступления отсутствует. «Президент переоформил владение фабрикой на офшор, чтобы не платить налоги в Европе, и Ротшильды могли взять ее в управление. Украинские акции (части уставного капитала) они брать не могут», — пояснил юрист Анатолий Родзинский.
 
Стоит отметить, что оправдываться приходится не только украинскому президенту, оказалось, что многие топ-политики Европы вовсе не брезгуют использоваться украинские схемы.


 


Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.


По материалам: //news-front.info/2016/04/05/poteri-poroshenko-iz-za-ofshorgejta/

Похожие новости





Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Выбор редакции