Резкое обострение обстановки в Донбассе может перевести разрешение конфликта из политической плоскости в военную. Увеличение количества обстрелов территорий народных республик со стороны ВСУ демонстрирует неготовность Киева следовать Минским соглашениям.
Достаточно взять сводку боевых действий за последние несколько дней. 26 июня в результате обстрелов Горловки и Коминтерново погибли двое детей. За 27−28 июня киевские силовики выпустили по территории ДНР 443 мины, около 100 артиллерийских снарядов калибров 122 и 152 миллиметров. Обстрелу подверглись города Донецк, Докучаевск, населенные пункты Саханка, Коминтерново, Безыменное на юге ДНР, город Ясиноватая и его окрестности, поселки Зайцево, Железная Балка и Широкая Балка на окраинах Горловки. Вечером 27 июня в районе населенного пункта Широкино под обстрел из артиллерийских орудий попала наблюдательная группа Совместного центра по контролю и координации режима прекращения огня.
За 29 июня ВСУ подвергли обстрелу Донецкую республику уже 830 раз. Трое мирных жителей на окраине Донецка получили ранения, несколько домов были разрушены. Несколько раз украинские войска за последние сутки пытались прорвать оборону ДНР близ Дебальцево.
То есть, после некоторого затишья и попыток мирного строительства в Донбассе, люди вновь вынуждены прятаться по подвалам.
Западные политики продолжают говорить о выполнении Минских соглашений, как о главном условии урегулирования конфликта. Киев же за всё время с момента подписания договоренностей демонстративно игнорировал положения документа. Выполнялся только один пункт о заключении перемирия, и то частично.
Сейчас, по всей видимости, решили отказаться и от перемирия. При этом официальные лица Киева говорят об этом открыто. На встрече с помощником госсекретаря США Викторией Нуланд председатель Верховной Рады Андрей Парубий заявил, что Украина не готова принимать законы о децентрализации и предоставлении особого статуса Донбассу. Президент Петр Порошенко продолжает настаивать на вводе каких-то международных миротворцев ОБСЕ и выводе мифических «российских войск».
Народные республики пока стараются не отвечать на провокации. Но очевидно, что терпеть усиливающиеся обстрелы бесконечно тоже невозможно.
— Происходящие события уже не подпадают под определение «напряженного перемирия», как горько в Донбассе называли постоянные обстрелы. Количество обстрелов дошло до 800 в сутки, и это похоже на полномасштабные боевые действия. События под Дебальцево показывают, что украинские войска проводят разведку боем, — говорит председатель Комитета госстроительства Новороссии Владимир Рогов.
— Мы видим отправленную на «передовую» технику и ее использование. По нашим сведениям, много техники пересекает польско-украинскую и румыно-украинскую границу. В Волновахе наши соратники заметили разгрузку эшелона с 15 танками «Булат» и пятью РСЗО «Град». Это явно не похоже на желание Киева выполнять Минские договоренности.
Порошенко прекрасно понимает, что наступил «момент истины», когда надо принимать решение, и выбор у него не велик. Надо или политически решать проблему Донбасса, либо возобновлять боевые действия, поскольку ситуация «ни мира, ни войны» опасна для киевского режима.
Выполнение Минских соглашений грозит Порошенко политической смертью. В случае возобновления войны, Порошенко полагает, что в случае поражения сможет укрыться на Западе в качестве «жертвы агрессивной России». Похоже, он склоняется к последнему варианту.
Режим Киева буквально на пределе. Иначе чем объяснить арест Аллы Александровской? Она возглавляет харьковских коммунистов, несколько раз избиралась депутатом Верховной Рады, почетный гражданин Харькова. Ей 66 лет, она не представляет опасности. Если бы Порошенко хотел разрешить конфликт миром, он бы не трогал Александровскую для создания иллюзии демократии. Тем более что она всегда выступала за политическое решение в Донбассе. Зачистка лидеров общественного мнения говорит о том, что никто не думает о политике, только о войне.
Порошенко нужна война. Война всех против всех. Главное, чтобы люди не задавали неудобных вопросов, ведь как только люди спросят про экономические проблемы, сразу будет очевидно, кто виноват во всех бедах.
— Какие цели ставит Киев сегодня? Чего в идеале хочет добиться обострением ситуации?
— Цели меняются день ото дня, четкой линии нет, и это характерное поведение для всей украинской власти после 2014 года.
Сейчас Киев хочет отказаться от Минских соглашений. Ранее предлагали ввести каких-то международных миротворцев, которые соглашениями не предусмотрены. Сегодня начали проводить обстрелы, что делает Минские соглашения невыполнимыми. Наблюдатели ОБСЕ прекрасно видят, кто ведет обстрелы. В то же время Запад никогда не назовет вещи своими именами.
— Официальные лица украинской власти практически открыто говорят об отказе выполнять Минские соглашения. На что рассчитывает Киев?
— Перед президентскими выборами американская элита не монолитна. Можно вспомнить войну 2008 года в Южной Осетии, которая была развязана накануне голосования. Некоторые западные политики могли поставить Киеву задачу актуализировать конфликт.
Одновременно Вашингтон теряет полный контроль над украинской ситуацией. Не исключено, что в США решили поменять на Украине руководителей. Порошенко могут сделать какую-нибудь провокацию. Сам Порошенко рассчитывает на обещания избавить его от ответственности за содеянное.
— Есть ли выход из нынешней ситуации для Донбасса?
— Состояние «ни мира, ни войны» долго продолжаться не может. Порошенко нужно резкое повышение градуса противостояния, чтобы не отвечать за ухудшение экономической ситуации.
Донбассу надо быть готовым не просто дать отпор, но перейти в контратаку и восстановить территориальную целостность ДНР и ЛНР. Взятие Мариуполя и других населенных пунктов резко изменит ситуацию на Украине. ВСУ развалятся, а в Киеве придут к власти радикальные националисты. Тогда те, кто пока тешит себя иллюзиями найти политическое решение, будут молить армию Новороссии прийти и навести порядок.
— На мой взгляд, действия ВСУ и заявления украинского руководства говорят, что в Киеве возобладала идея «война плоха, но мир страшнее», — считает политолог Эдуард Попов.
— Порошенко желает обвинить Россию в срыве Минских соглашений, чтобы снять ответственность за их выполнение с себя. Сейчас мы видим попытку спровоцировать ДНР и ЛНР на ответный огонь, на контрнаступление, чтобы потом предъявить Западу соответствующую картинку.
С точки зрения Запада, сегодня складывается выгодная для него ситуация. Запад и Порошенко могут позволить себе свободу рук. Даже если армии ДНР и ЛНР не поддадутся на провокации, что сложно сделать, у Киева есть возможности нанести серьезный урон инфраструктуре народных республик. Напомню, Донбасс — самый урбанизированный регион не только Украины, но и всего бывшего Советского Союза. Конечно, будут жертвы среди мирного населения. Всё это порождает очень нехорошие психологические настроения среди жителей народных республик. Они не понимают, почему ДНР и ЛНР не переходят в наступление. То есть, либо Донбасс поддастся на провокацию, либо ослабнет под ударами ВСУ.
По всей видимости, речь идет о готовности Украины выйти из Минских соглашений. Сегодня идет разведка боем.
— Сколько народные республики смогут просидеть в глухой обороне?
— Минские соглашения сами по себе хорошие, но только при условии их выполнения. В документе нет механизма антикризисных действий. Там изложены неплохие пожелания, которые в случае выполнения приведут к краху украинского государства изнутри. Но противники учли все риски и решили переиграть Россию.
Теоретически нынешняя ситуация может продолжаться до последнего жителя Донбасса. Либо терпение будет переполнено, и народные республики перейдут в наступление. При этом принципиально показать, что не ДНР и ЛНР стали виновниками возобновления боевых действий. Апелляция к международным структурам малоэффективна, наблюдатели обычно закрывают глаза на нарушения с украинской стороны. Общественные структуры не обладают политическим весом.
Сегодня ситуация сложная, любое действие приводит к ухудшению. С другой стороны, Россия может более решительно поставить вопрос о поведении Киева.
Скорее всего, ДНР и ЛНР ответят, когда начнется тотальное уничтожение городов и поселков Донбасса. Возможно, ждут этого. Но Украина уже де-факто и де-юре нарушила Минские соглашения. Она должна быть привлечена к ответственности, иначе Минские соглашения ничего не стоят.
Андрей Иванов
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.