В отношении Петра Порошенко и украинских политиков, которые поддерживают проведение боевых действий в Донбассе, следует ввести персональные санкции. С соответствующим призывом к Евросоюзу обратился глава Луганской народной республики (ЛНР) Игорь Плотницкий, который считает, что только таким образом киевские власти можно стимулировать к выполнению Минских соглашений.
В официальном обращении к ЕС, на которое ссылается РИА «Новости», лидер ЛНР напомнил, что с момента подписания Комплекса мер по урегулированию конфликта в Донбассе прошло уже семнадцать месяцев. Но мир на донбасскую землю так и не пришел. Обстрелы и тотальная блокада со стороны Киева продолжается.
Плотницкий привел последние данные ООН, согласно которым жертвами конфликта уже стали 9 тысяч 470 человек и 21 тысяча 880 получили ранения. И предложил заинтересованным сторонам задуматься, почему усилия стран-гарантов — Германии, России и Франции — принесли «столь ничтожные результаты».
И, по его мнению, «свою часть вины за минский тупик должен взять на себя Евросоюз». По той простой причине, что Европа не прекращает оказывать Киеву помощь и продолжает во всем потакать Порошенко. Вместо того чтобы принудить его к выполнению всех пунктов Минских соглашений, в той последовательности, в какой они были утверждены Совбезом ООН.
Сегодня, как считает Плотницкий, у Киева «нет никакой заинтересованности в окончании конфликта». Тем более что Запад все равно назначит Россию виноватой.
Можно вспомнить, что до Плотницкого похожие предложения звучали и от некоторых европейских политиков. В частности, от депутата Национального собрания Франции Тьерри Мариани и чешского европарламентария Йиржи Машталки. Они, правда, призывали ввести санкции против всей Украины, а не отдельных ее деятелей. Но по той же причине — невыполнение Киевом Минских договоренностей.
Только вот Запад — как загипнотизированный — продолжает верить россказням украинского президента. На днях, к примеру, Порошенко отчитался перед премьером Канады о том, что Украина, оказывается, выполнила 95% своих обязательств по «Минску-2». И высокий гость даже не поморщился от такой наглости.
Есть ли смысл, в таком случае, обращаться с подобными обращениями к западному сообществу? Ведь это все равно, что подбирать очки слепому…
— Безусловно, такие обращения нужны, — комментирует ситуацию ведущий научный сотрудник Отдела социальных и политических исследований Института Европы РАН Сергей Федоров.
— Они хоть как-то вносят каплю здравого смысла в нынешнюю позицию Европы, лицемерие и ангажированность которой зачастую бывает просто запредельной. Я уж не говорю о том, что большинство тезисов, которые Запад отстаивает и, что называется, разносит по миру, они просто абсурдны.
Россия, как известно, не субъект Минских соглашений. Но ее почему-то постоянно отчитывают за то, что она их не выполняет. Хотя договоренности подписывались Киевом и представителями ДНР и ЛНР, поскольку они являются сторонами конфликта. Франция, Россия и Германия имеют один статус — они гаранты соблюдения этих соглашений. Поэтому все требования Запада к нашей стране в контексте Минских соглашений нелепы.
— Тем не менее, эти требования продолжают звучать на всех, даже самых высоких уровнях… Трудно вникнуть в суть?
— Скорее, это говорит о том, что наше понимание украинского кризиса и его трактовка совершенно противоположные. И каких-то общих подходов или компромиссов здесь не наблюдается. За исключением того, что все считают Минские соглашения единственно возможным вариантом выхода из кризиса на Украине. И нет альтернативы ему.
Но постепенно даже на Западе настроения меняются. И мы уже слышим совершенно другие голоса. Некоторые европейские политики уже призывают санкции применять к Украине. И в принципе, это происходит. Потому что и французы, и немцы, они непублично журят — скажем так — Порошенко за то, что пробуксовывают Минские соглашения. И те реформы, которые должна была Украина сделать в рамках мирного процесса. Прежде всего, налаживание политического диалога с представителями Донецкой и Луганской народных республик.
— Может, в том и проблема? Хватит «журить», пора бы и надавить. Ведь люди гибнут. Уничтожается инфраструктура. Сколько это еще может продолжаться?
— Я думаю, в кулуарах работа с Порошенко ведется. И некоторые отголоски мы видим. Не так давно Франк-Вальтер Штайнмайер, глава МИД Германии, недвусмысленно выразил недовольство украинским руководством. Новый министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эро тоже отчитал Киев за «тактику проволочек» в Донбассе.
Конечно, все это малая толика. В целом Запад однозначно придерживается версий украинских событий, которые распространяет майданная власть. И не хочет видеть ничего объективного в сложной картине этого кризиса. Что кризис этот имеет этнополитический характер. И объяснять все «агрессивными действиями» России, это значит, не понимать сути. А выдавать свои фантазии за реальность.
Поэтому, мне представляется, что Киеву все же придется налаживать политический диалог с представителями ДНР и ЛНР. Потому что Россия не отдаст русскоязычное население этих республик на растерзание украинским националистам.
Альтернативой Минским соглашениям формально может быть только военное решение конфликта. Но Киев в этом случае не добьется желаемого. Потому что этому будет противодействовать Россия. В любом случае. Несмотря на любые санкции.
Для Киева это тяжелый момент. Рушится вся его схема поиска национальной идентичности, основанной на украинском национализме. И с русофобией в этом случае тоже придется что-то менять. Что, судя по всему, не по зубам нынешнему киевскому режиму.
— Кстати о русофобии. Такое впечатление, что на Западе только ленивый сегодня не бросил камень в нашу страну. Как справедливо заметила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, нет, наверное, ни одного исторического события или природного явления, в которых не обвинили бы Россию. Как реагировать на все это?
— Знаете, по мне, эти воинствующие русофобы — закомплексованные люди, которые сами страдают от своих комплексов, но расстаться с ними не могут. Возьмите, тех же прибалтов или поляков. Они укрылись в «натовском доме» за спиной Дяди Сэма, и грозят нам пальчиком: мол, мы будем вас всячески третировать и унижать, а вы нам ничего не делаете. Ну, кто так себя ведет? Слабые и злобные.
И мы должны на это реагировать спокойно. И достойно себя вести. Не срываться на какие-то мелочные уколы и не опускаться до их уровня. Россия великая страна, нам размениваться на эту злобствующую публику нет смысла.
Заместитель директора Национального института развития современной идеологии, политолог Игорь Шатров уверен: вещи нужно называть своими именами, даже если Запад этого не хочет:
— Если украинские руководители откровенно лгут. Если Европа им попустительствует. Если, действительно, Порошенко дан карт-бланш на уничтожение собственного народа. Если позиция России по вопросу урегулирования в Донбассе Евросоюзом не принимается. Кто-то должен назвать вещи своими именами.
И вполне логично, что непосредственно заинтересованная в решении этой проблемы стороны — в данном случае ЛНР — высказывает свою собственную позицию. Это естественно, потому что, в первую очередь, европейцам надо слышать даже, может быть, не столько Россию. Сколько жителей Донбасса, реально страдающих от политики официального Киева. От несоблюдения им Минских соглашений.
Поэтому Плотницкий и выступил с этим заявлением.
— Думаете, его услышат?
— В данный исторический момент — понятно — это будет глас вопиющего в пустыне. То есть, вряд ли последует какая-либо реакция.
Но история — это процесс. Это постоянно меняющаяся ситуация. И когда — рано или поздно — придет время историческое называть вещи своими именами всем, Плотницкого, я уверен, вспомнят добрым словом за то, что он говорил об этом в неудобный момент.
Так что упрекать его в бессмысленности действий я бы не стал. Он обеспокоен больше, чем любые из гарантов. Потому что граждане его республики — пусть и непризнанной всем миром — страдают от того, что Украина не выполняет своих обязательств и продолжает вести боевые действия. Молчать по этому вопросу, это значит, подыгрывать Киевскому режиму.
Что касается воинствующей русофобии Запада, тут я готов поспорить. Потому что год назад, действительно, русофобия распространялась по территории европейских государств как раковая опухоль, поражая одного за другим европейских политиков. Мы ведь говорим о политической русофобии?
Потому что русофобии среди обычных граждан ЕС нет, по сути. Она не является тотальной.
Это «болезнь», которую занесли в Евросоюз Соединенные Штаты, и распространили этот вирус среди политиков.
Так вот, эта русофобия сейчас даже среди политиков не так ярко представлена.
— С чем это связано?
— Это связано с тем, что антироссийские заявления не соответствуют реалиям. Это становится понятно простым гражданам ЕС. Становится понятно и некоторым политикам. Поэтому они уже не могут больше лукавить, лицемерить и врать. Просто потому что им за эти слова придется отвечать.
Голос разума в ЕС набирает силу все больше и больше. И не только среди оппозиционных политиков или представителей новой политической элиты. Но и среди тех, кто возглавляет европейские государства.
Обращу внимание на конструктивную политику, которую выстраивает, например, с Россией Кипр. Да, маленькая — но страна. Да — это один голос. Но он может изменить все, в том числе весь расклад по санкциям…
Есть еще разумная и прагматичная позиция таких стран, как Италия и Венгрия. Ну, и мы, конечно, видим представителей крупных оппозиционных партий во Франции и в Германии, которые тоже выступают против откровенно русофобской политики нынешних лидеров этих государств.
Светлана Гомзикова
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.