Скандал разгорелся после публикации поста пресс-офицера 36-й отдельной бригады морской пехоты ВСУ Александры Бессмертной. Она вступилась за право ношения именно берета черного цвета, который стал символом морской пехоты, в том числе и Украины.
Взбунтовались украинские морские пехотинцы, которым по новым правилам ношения формы одежды теперь положены не традиционные черные береты, а некие кепки сине-зеленого цвета. Изменения связаны с «декомунизацией» на Украине, где отрицается все, что схоже с российскими аналогами, в том числе и берет морпехов, который по своему черному цвету похож на головной убор морской пехоты России.
Скандал разгорелся после публикации в социальных сетях поста пресс-офицера 36-й отдельной бригады морской пехоты ВМС ВСУ Александры Бессмертной. Она вступилась за право ношения именно берета черного цвета, который стал символом морской пехоты, в том числе и Украины. Предложенный вариант цвета морской волны оскорбил многих военнослужащих, которые ревностно чтут свои традиции. Тем более, что сам посыл изменений связан именно с отрицанием всего российского. На Украине уже и танки, разработанные в советское время, назвали собственными именами, и автоматы теперь уже не называют именем его создателя Калашникова, новые воинские звания придумали. Главное условие – не так как в России.
С определенной долей иронии можно предположить, что украинским военнослужащим прикажут садиться на унитаз лицом к сливному бачку, чтобы было все наоборот, чем в российской армии. И к плечу прижимать не приклад автомата, а его дуло – лишь бы не так, как в России. Конечно, форма в любой армии мира периодически меняется и трансформируется, меняются расцветки камуфлированной формы, есть изменения в парадной форме одежды, обуви военнослужащих и даже знаках различия. Но вот непременным остается цвет принадлежности, в том числе головного убора, к своему роду войск.
Эти части утратили свое первоначальное предназначение, просто потому что на Украине нет флота, и она неспособна осуществлять морские десантные операции. Естественным образом бывшие части морской пехоты ВМФ СССР на Украине превратились в береговую стражу. Просто в силу своей первоначальной дислокации. Ну, и надо было их чем-то занять. Однако командиры этих частей сумели сохранить традиции советской морской пехоты. В данном случае этого требовала боевая подготовка. В мире не существует на сегодня более эффективной подготовки, чем методы обучения советского, а теперь российского морпеха. И пока инерция сохранялась, бывшие советские офицеры-морпехи на Украине этих методик придерживались.
Любая военная методика обучения основана на традиции. Надевая форму, солдат становится носителем традиции, а затем и хранителем. Это вколачивается с того момента, когда новобранец становится в строй. Традиция – основа воинского коллектива, и, кстати, гарантия высокой выживаемости как солдата, так и подразделения. В штурмовых и ударных частях (десантники, морпехи), а также частях специального назначения, в рамках традиции, существует культовое отношение к форме. А на Украине местные светлые головы, не от большого ума, но от чистого сердца, конечно, решили эту традицию похерить. В этом суть конфликта украинских морпехов и украинских же модельеров-закройщиков».
В советской еще армии береты определенного цвета, пришедшие на смену традиционным пилоткам и фуражкам, появились с подачи легендарного командующего ВДВ Василия Маргелова. Они, как и тельняшки, были голубого цвета – символ неба. Вскоре беретами обзавелась морская пехота, которая выбрала черный цвет в тон морским черно-белым тельняшкам. Краповые береты, нынешние подразделения Росгвардии, хотя и появились несколько позже, но стали символом настоящего мужества и выносливости – за право их ношения необходимо было пройти очень серьезный экзамен на физическое мастерство. Берет – это даже не элемент формы одежды, а именно причастность к элитным войскам, который вызывает гордость каждого, кто имеет право его носить.
Поэтому все жеманные украинские модельеры работают не с солдатами, а с манекенщиками. А потом показывают форму украинским генералам с патрицианскими наклонностями. Так рождается новый облик украинской армии. А местные морпехи просто попали под раздачу, извините за трюизм. Из любопытства я посмотрел аргументацию сторон. Аргументация украинских морпехов за сохранение черного берета мне понятна. Она полностью укладывается в схему формирования воинских традиций, о которых упоминалось выше.
Говоря о сегодняшней Украине, могу Арсен Борисыча Авакова помянуть. Очень он уважает черные свитерочки-милитари, а сам, вроде, не нищеброд. То есть, нет никакой реальной необходимости лишать украинских военнослужащих морской пехоты традиционной униформы и чёрных беретов. А есть желание уничтожить традицию, берущую начало в нашей общей истории.
Вся эта история с украинскими переодеваниями своих военных носит явно выраженную политическую подоплеку. Во время войны, во время обороны Одессы, фашисты назвали моряков Черноморского флота, которых сняли с кораблей и бросили в бой, «черной пехотой» – они снимали бушлаты и шли в атаку в одних тельняшках, надев бескозырки вместо пилоток, ленточки которых зажимали зубами. Сражались молча и отчаянно, наводя страх и ужас на врага. Эти традиции перешли и в морскую пехоту советской армии, для который символ берета черного цвета стал наследием той самой бескозырки, которая сменилась ставшим уже легендарным черным беретом.
Как тут не вспомнить Крылова, с его легендарным: «А вы друзья как не садитесь, всё в музыканты не годитесь». Смена цвета беретов, как и смена общей политической ориентации на Украине, вещь абсолютно бестолковая».
Автор Виктор Сокирко
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.