ИГИЛ разгромлен. Что дальше?

0 941
0


16 декабря, с визитом президента Путина на авиабазу Хмеймим, начался вывод российского воинского контингента из Сирии. ВКС, при поддержке других родов войск Вооружённых Сил РФ, практически полностью разгромили и рассеяли террористическую армию ИГИЛ на территории Сирии.

Как это часто бывает с окончанием тяжёлой и кровопролитной войны, в воздухе повисает большой знак вопроса: а что дальше? Порой легче одержать победу в войне, чем перейти к мирной жизни.

Теперь, когда ИГИЛ разгромлен, регион вступает в новую и опасную фазу: будущее Саудовской Аравии становится туманным, Египет в экономических тисках, а Израиль попал в затруднительное положение из-за реакции арабского мира на признание Иерусалима со стороны США в качестве столицы еврейского государства.

15 декабря клуб «Валдай» провёл экспертную дискуссию о перспективах сотрудничества России и США на фоне меняющейся обстановки на Ближнем Востоке.

Отношения между Соединёнными Штатами и Россией стали хуже, чем в период холодной войны. Однако есть один регион, где их интересы, вроде бы, естественным образом сходятся, – это Ближний Восток. Дилемма заключается в том, смогут ли Россия и США преодолеть наследие холодной войны и разногласия, чтобы сформировать выгодную для обеих держав повестку урегулирования ближневосточной проблематики.

Россия и США имеют один и тот же общий интерес – не допустить, чтобы на Ближнем Востоке доминировала одна держава, и обеспечить хотя бы минимум политической и социальной стабильности в одном из самых взрывоопасных регионов мира.
Участники: Джейкоб Шапиро, директор по геополитическому анализу, GPF; Максим Сучков, редактор американского издания Al-Monitor; Андрей Сушенцов, программный директор Фонда клуба «Валдай» и модератор.

Выступление экспертов свелось к тому, что Сирия в результате войны расколота на части и собрать её заново будет крайне сложно.
Имеется в виду следующее: большая часть страны контролируется Дамаском, но есть ещё две оккупационные зоны – курдская, с американским присутствием, и турецкая.

В настоящий момент Дамаск не в состоянии военной силой очистить обе зоны от присутствия интервентов без тяжёлых для себя последствий, и в то же время трудно представить, чтобы интервенты покинули захваченные территории по доброй воле. А это значит, что Сирия может на долгие годы получить аналог оккупированных Израилем Голанских высот без перспективы их возвращения в обозримом будущем.

С другой стороны, Россия старается уравновесить турецкое присутствие в Сирии через усиление Ирана. Турция, пожалуй, самый сильный в военном отношении игрок на Ближнем Востоке, и усиление Ирана, плюс российское военное присутствие в регионе смогут остановить турецкую экспансию. США также заинтересованы в сдерживании Турции, но только не за счёт Ирана в качестве противовеса.



По словам экспертов, США крайне обеспокоены развитием ситуации в Саудовской Аравии. Эта страна организовала в регионе сразу несколько прокси-войнушек, которые слила все до единой, не добившись поставленных целей и получив взамен дестабилизацию внутри самого королевства. Речь идёт о недавно вскрытом заговоре группы принцев (поголовье которых насчитывается что-то около 900 особей ), но не политическом, а как попытку взять контроль над финансами. Примерно 150 августейших путчистов были арестованы по инициативе принца Салмана, но внутреннее напряжение и раздрай в королевстве сохраняется.


США беспокоит не только нестабильность своей любимой «бензоколонки», но и начало беспрецедентного потепления отношений между Россией и Саудовской Аравией.

Речь также шла о провале создания государства Иракский Курдистан несмотря на прошедший референдум. Ибо объявить суверенитет – это не значит обрести его автоматически. Суверенитет надо ещё удержать. Возможно, что и Дамаск удержит занятые курдами территории, пойдя на федерализацию государства, однако, в настоящее время президент Асад, его окружение, да и население страны, не готовы к такому шагу.

Эксперты выразили общее мнение, что арабский мир находится на грани развала. Раскол угрожает не только Сирии, но также Ираку, Саудовской Аравии и Египту. Ситуацию в Египте эксперт оценивает как критическую, предшествующую развалу государства.
Заметно активизировались Израиль и Турция. Турции удалось создать сильную войсковую группировку в районе сирийского Африна, а Израиль перестаёт быть пассивным наблюдателем и готовится к нанесению воздушных ударов по Сирии для сдерживания иранского присутствия.

Также оказалось, что разгром ИГИЛ стал возможным благодаря объединённым усилиям России и США. Как это вяжется со стремлением американцев создать закрытую для полётов зону для наших ВКС и сирийских ВВС над Дамаском и другими городами Сирии по ливийскому образцу, с ракетными ударами США по сирийским войскам, нахождением бойцов американских сил спецопераций непосредственно в бандах боевиков, пособничеством в убийстве террористами российского генерала, и американским прикрытием с воздуха отступающих колонн бармалеев – совершенно непонятно. Но чувствуется, что директива Трампа «мы пахали» была взята на вооружение.

Эксперты сообщили, что США, вот уже 16 лет как погрязшая в войнах на Ближнем Востоке, пытается вылезти и драки. Устали тащить чемодан без ручки, надоело. Однако, Америка не может найти страну, которую она могла бы поставить вместо себя смотрящей за проблемным регионом, и поэтому все должны потерпеть американское военное присутствие ещё какое-то время. Уходу американцев также препятствует «красная линия» в образе потенциальной угрозы обретения Ираном ядерного оружия.

Иначе говоря, США хочет отдохнуть от трудов праведных, но так, чтобы кто-то делал за неё всю грязную работу, таскал каштаны из огня и при этом никто не рыпался.

В качестве экспертного бреда американские аналитики обрисовали возможную иранскую угрозу распространить влияние на Кавказ и Закавказье.

Вот в чём Иран замечен не был, так это в разжигании террористической войны в Чечне и других кавказских республиках. В отличие от Турции и США.

Войдя в экспертный раж американские гости проговорились, что уставшая Америка могла бы покинуть проблемный регион, если бы в нём вообще не осталось сильных игроков. Тогда можно было ситуацию пустить на самотёк, особенно после того, как по Ближнему Востоку прокатилась волна «майданов» и войн, устроенных всё той же Америкой.

Тем не менее, несмотря на серьёзные противоречия, эксперты видят ряд пунктов, по которым может произойти сближение позиций России и США. Интересно, что об этих пунктах на форуме не было сказано ни слова, а только одни заверения, что на Ближнем Востоке места хватит и Америке, и России, но это вопрос не геополитики, а дипломатии.

В общем, эксперты договорились, что всё должно вернуться на круги своя: США хотят и дальше поджигать регион (улыбаемся и машем ручкой Иерусалиму), а Россия будет вынуждена бегать с огнетушителем и аврально гасить разгорающиеся пожары, чтобы искры не залетели в родной дом.

В принципе, мнение американских экспертов выдержано в духе заявления Госдепа США от 15 декабря, также касающегося возможного сближения позиций России и США по проблемам Ближнего Востока и Сирии в частности. Чиновники Госдепа отошли от замешательства, вызванного известием о выводе российского воинского контингента из Сирии, и к концу недели оклемались, выработав официальную позицию.

Американцев вполне устраивают «зоны деэскалации», созданные российским Центром по примирению на юго-западе Сирии. Они видят в этом «позитивную модель», но при этом собираются расставлять капканчики из неких договорённостей, чтобы в случае чего «привлечь Россию к ответственности».

Подробностей представители Госдепа не раскрывают, но с учётом пройденного, речь может идти о новых провокациях, как это было с «применением химического оружия армией Асада» при участии коллаборационистов из «Белых касок».

Кроме того, американская сторона не изменила отношения к режиму Башара Асада, хотя и отдаёт себе отчёт в том, что отныне с ним придётся считаться, как с неизбежным злом. О том, что за российскими военными остаются авиабаза Хмеймим и морской пункт МТО Тартусс, вызывает у американских политиков изжогу: «они не уходят, они продолжат использовать Сирию как рычаг влияния для их более широкой стратегии в регионе».

При этом, сотрудник ЦРУ, исполнительный директор американского Совета национальных интересов Филип Джиральди, не скрывает, что США хотят сохранить военные силы и средства в Сирии после вывода российской группировки войск, чтобы обеспечить себе возможность влияния на ситуацию в стране после войны.

Как видно, точек для сближения по ближневосточной и сирийской проблеме у России и США пока что не заметно. Эксперты на форумах могут сколько угодно твердить о дипломатии, но на деле преобладают геополитические интересы, а они у нас и у американцев диаметрально противоположные. И, значит, Большая Игра в регионе будет продолжена.

Александр Ростовцев


Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.


По материалам: //www.politnavigator.net/

Похожие новости





Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Выбор редакции