Cмогут ли участники предстоящей встречи нормандской четверки в Берлине добиться каких-то результатов? Вероятность принятия крайне важного решения, меняющего структуру и перспективы переговоров, крайне высока. И касается оно участия представителей ДНР И ЛНР в переговорном процессе.
Последняя встреча в рамках нормандского формата состоялась 29 ноября 2016 года в Минске. В переговорах, на которых обсуждалась реализация Минских соглашений, приняли участие министры иностранных дел России, Украины, Германии и Франции.
В июле 2017 года состоялся телефонный разговор глав государств и с тех пор четырехсторонние контакты были прекращены. Вчера, находясь в Мариуполе, министр иностранных дел Германии Хайко Маас сообщил, что «удалось договориться об очередном заседании, которое состоится 11 июня в Берлине. Проходить оно будет на уровне министров иностранных дел.
Что касается миссии, то министр иностранных дел Павел Климкин на той же пресс-конференции совершенно определенно и в обычной для украинских политиков агрессивной тональности высказался за неприемлемый для Москвы вариант, продвигаемый Киевом:
«Это должна быть настоящая миссия, а не фейк, как это типично для России. То, что мы видим сейчас — это стремление России легитимизировать свой протекторат на Донбассе, а также дестабилизировать нас — демократическую Украину».
Читайте также: ОБСЕ хочет возвращения России в СЦКК
По словам Климкина, миссия должна взять под свой контроль оккупированные территории и подготовить их к демократическим выборам.
Это именно та конфигурация ввода «голубых касок», которая исключает из процесса принятия решения об их размещении ДНР и ЛНР. Кремль неоднократно говорил о том, что будущее республик просто не может определяться без участия их представителей.
И такова логика, собственно, нормандского формата, в рамках которого в феврале 2015 года был принят Комплекс мер по выполнению Минских соглашений и разработаны шаги по имплементации Минского соглашения.
А как известно, эти соглашения признают право ЛДНР на полноценное присутствие в качестве стороны на переговорной площадке. Соответственно, у России есть все основания настаивать на следовании тем правовым основам, на которых базируется нормандский переговорный процесс.
Во-первых, нормандский формат явно нуждается в перезапуске и для министров иностранных дел, возглавивших французский и немецкий МИДы уже в новых правительствах было бы крайне важным добиться хоть какого-нибудь успеха в казалось бы уже неработоспособной переговорной конструкции.
Читайте также: ЛНР: Готовясь к боям, ВСУ развернули госпиталь у линии фронта
Это стало бы очень серьезным доказательством того, что новая исполнительная власть двух европейских стран, сформированная после выборов, способна добиться результатов на том очень важном для Европы в целом направлении, на котором ее предшественница зашла в непроходимый тупик.
Лавров вне всякого сомнения достаточно убедительно объяснить, что нормандский формат неразрывно связан с Минскими соглашениями тесными правовыми узами, а потому попытки Киева решать судьбу Донбасса, игнорируя волю его населения, сделавшего свой выбор в пользу самостоятельного существования, невозможно. Как я уже говорил, это было признано при принятии нормандской четверкой вышеуказанного Комплекса мер.
Несмотря на то, что переговоры трехсторонней контактной группы в Минске, в которых участвуют представители России, Украины и народных республик при посредничестве ОБСЕ, уже давно превратились в пустую формальность, сама их архитектура в точности соответствует тем правовым параметрам, которые были заложены в саму идею нормандского сопровождения реализации Минских соглашений.
Кроме того, никакой трудности для восприятия не представляет утверждение о том, что послать миссию ООН к людям, которые более четырех лет с оружием в руках защищают рубежи своих республик, не спросив их разрешения, в принципе невозможно.
Если республиканские вооруженные формирования не пускают в свой дом украинцев, почему они должны открыть двери «голубым каскам», да еще и передать им власть над своей землей? Единственный путь в этом случае для миротворческой миссии — это прорываться в Донбасс с боями.
Едва ли ООН готова действовать подобным образом, да она в общем и не в состоянии кого-то послать в зону конфликта, если Совет безопасности не примет соответствующую резолюцию. А он ее не примет без согласия России.
Это все знакомый набор аргументов. Нет сомнений в том, что Париж и Берлин о них прекрасно информированы. То, что они проявили инициативу вновь собраться в казалось бы уже окончательно «заснувшем» формате, может свидетельствовать о намерении об их намерении принять во внимание кажущуюся абсолютно безупречной логику Москвы и признать народные республики субъектом переговорного процесса.
А вот как Климкин намерен отстоять перед лицом европейских коллег план десантирования миротворцев в зону конфликта без согласования с руководством ЛДНР, без соответствующего решения Совбеза, я решительно не в состоянии понять. Очевидно же, что это чистой воды маниловщина, когда дорожная карта разрабатывается, опираясь на пустые мечты и фантазии, а не на конкретные реалии и обстоятельства конфликта.
Всех, кто воевал или активно участвовал в политической жизни ЛДНР ожидает при восстановлении украинского контроля то или иное наказание — от многолетнего тюремного срока до люстрации.
Соответственно, этим людям либо придется бежать на территорию России, либо смириться с тюрьмой или поражением в правах, а то и с чем похуже. Крайне сомнительно, что люди сложат оружие, даже если приказ сделать это придет из Москвы. В конце концов, они находятся на своей земле и право ее оберегать от врагов у них никто отнять не может.
Понятно, что встречи, подобные нынешней берлинской, не проходят без предварительных согласований. После столь значительного перерыва Париж, Берлин и Москва не могут себе позволить разойтись совсем без результатов. Значит, некая договоренность об их достижении уже имеется.
Будем надеяться, что я прав и эта договоренность касается той или иной степени участия представителей республик в обсуждении разворачивания миссии ООН в Донбассе.
Читайте также: "Кровь, смерть и горе": в Раде назвали альтернативу переговорам по Донбассу
Андрей Бабицкий
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.