ЧМ-2018: Рискнут ли США дразнить русского медведя

0 1 013
0


Планам американцев сорвать мундиаль помешает нормандская четверка

Встреча министров иностранных дел стран так называемой нормандской четвёрки (Россия, Украина, Франция, Германия) может состояться 11 июня в Берлине. По крайней мере, об этом в Киеве заявил накануне глава внешнеполитического ведомства Германии Хайко Маас, в ходе совместной пресс-конференции с украинским коллегой Павлом Климкиным.

«Вчера, и в течение последних недель, у меня проходили дискуссии с главами МИД Франции, России и Украины. И мне очень нравится, что нам все-таки удалось договориться о заседании в нормандском формате на уровне министров иностранных дел, которое, между тем, состоится 11 июня в Берлине», — сказал Маас.

После этого Климкин не придумал ничего лучше. как отправить главам дипведомств по всему миру просьбой оказать давление на Россию, чтобы добиться освобождения арестованных в России украинцев Балуха, Сенцова, Кольченко, которые объявили голодовку. Фотографию письма на английском языке он опубликовал в своем Twitter.

Тем не менее согласование даты саммита глав МИД четырех стран, ещё продолжается и вряд ли на это повлияет письмо Климкина. Статс-секретарь МИД России Григорий Карасин заявил, что «возможность такой встречи в июне рассматривается, хотя ее окончательная дата еще не определена».

Тем не менее, ещё несколько месяцев назад и президент России Владимир Путин, и глава российского МИДа Сергей Лавров высказывались в том ключе, что в очередной встрече нормандской четверки нет смысла. Минские соглашения не соблюдаются. Киев, который ещё три года назад обязался внести поправки в конституцию, предусматривающие особый статус Донецка и Луганска (особых районов Донецкой и Луганской областей) вместо этого принял закон «О реинтеграции Донбасса», где эти территории называются оккупированными, а Россия объявляется агрессором. Самое же главное — не выполняется первый пункт минских соглашений о разводе конфликтующих сторон, отводе тяжёлых вооружений от линии фронта.

Вместо этого украинские военные периодически рапортуют о «героическом» захвате «серых зон» в Донбассе, где вообще не должно быть военных. Каждый месяц от украинских снарядов гибнут мирные жители ДНР и ЛНР. В этих условиях устраивать ещё одну встречу нормандской четвёрки действительно нет смысла. Так почему Россия готова участвовать во встрече, которая запланирована как раз накануне открытия Чемпионата мира по футболу в Москве? Может быть, это попытка подстраховаться со стороны России и Евросоюза от очередной «заокеанской провокации»? Ведь США, как мы знаем из новейшей истории, любят устраивать большой шухер на постсоветском пространстве именно во время мировых спортивных соревнований.

— Я думаю, что очередная встреча в нормандском формате назначена в связи с намеченным на июнь месяц саммитом стран ЕС, — говорит руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Борис Шмелёв. - На саммите будет среди прочих обсуждаться вопрос о взаимоотношениях с Россией, о перспективах антироссийских санкций.

Я думаю, что европейские лидеры, в первую очередь канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон хотели найти какие-то возможности или хотя бы лазейки для того, чтобы наметить пути выхода из тупика отношений межу ЕС и Россией. Тем более, что Евросоюзу всё сложнее ладить с Соединёнными Штатами Америки. Президент Дональд Трамп давит на европейцев по политическим вопросам, и одновременно встал на путь торговой войны. Причём пошлины поднимаются не только для китайских, но и для европейских товаров, в частности, для металлов, производимых в ЕС.

В такой ситуации Меркель и Макрон ищут возможности послать Трампу сигнал — если вы и дальше будете на нас давить, мы, в конце концов, пойдём на нормализацию отношений с Россией. А вы, американцы, как хотите. То есть идёт большая политическая игра.

Для России, несмотря на прежние заявления нашего президента и главы МИД о том, что обсуждать на данном этапе нечего, есть смысл принять участие в этой встрече. И даже несмотря на то, что недавно Владимир Путин встречался с лидерами Германии и Франции. И на этих встречах, безусловно, обсуждалась донбасская проблема, Лаврову стоит приехать хотя бы для того, чтобы ещё раз продекларировать — Россия за выполнение минских соглашений, и считает возможным урегулирование кризиса на Украине только в связи выполнением этих соглашений. И что выполнять их надо в той очерёдности, как там записано — прекращение огня, изменение украинской конституции, выборы в Донбассе, а потом уже передача границы под контроль Киева.

«СП»: — Однако спустя три с лишним года непрекращающихся обстрелов говорить о выполнении минских соглашений неудобно, наверно, даже политикам. Может быть, акцент снова будет сделан на ввод миротворцев на линию разграничения?

— Этот вопрос, наверное, будет подниматься, но вряд ли стоит ждать, что стороны придут к соглашению. Киев с подачи США настаивает на ввод натовских «голубых касок» на всю территорию Донбасса, на что не могут пойти ни самопровозглашённые республики Донбасса, ни Россия.

Встреча нормандской четвёрки, действительно, важна и в связи с тем, что в украинских СМИ всё слышней тема: а не решить ли Киеву вопрос Донбасса силовым путём? Участились призывы начать наступление и тем самым разрубить донбасский гордиев узел. Я думаю, что на встрече нормандской четвёрки надо добиться от президента Украины Петра Порошенко, чтобы он чётко заявил, что никакого наступления на Донецк и Луганск не будет. Дав такое обещание, киевскому режиму будет сложнее начать наступление. Хорошо бы, чтоб Порошенко заявил на весь мир, что урегулировать донбасскую проблему можно только мирным путём, сколько бы времени на это ни требовалось.

Россия ничего не потеряет, если примет участие в этой встрече, но и прорывных решений от неё ждать не стоит. К сожалению, конфликт в Донбассе приобретает черты одного из затяжных многолетних конфликтов в мире. Характерный пример — урегулирование карабахского кризиса. Из года в год, то прерываясь, то возобновляясь, идёт некий переговорный процесс, стороны делают заявления, намёки на скорое решение. Потом всё срывается и начинается по новой.

«СП»: — 31 мая Порошенко уже заявил, что не считает приемлемой как идею военного наступления Киева в Донбассе, так и вариант капитуляции Киева для разрешения конфликта. Это просто дежурное заявление для отвода глаз или киевский режим на самом деле не рискнёт наступать на Донецк и Луганск во время Чемпионата мира по футболу в Москве?

— Начинать или не начинать полномасштабную войну в Донбассе, решает не Порошенко. Он будет делать так, как скажут за океаном. Одновременно Порошенко находится под жёстким прессингом националистических сил внутри Украины. Сейчас идёт необъявленное соревнование за право считаться самым «свидомым» украинцем — кто сделает самое наглое и жёсткое заявление в отношении России и Донбасса — тот и самый большой патриот. Порошенко, естественно, тоже должен играть в эту игру, периодически делая противоречивые жёсткие заявления. Поэтому к любым его словам, как воинственным, так и миролюбивым, я бы всерьёз не относился. Но повторяю, в данной ситуации, его обещание не наступать на Донецк и Луганск будет хоть какой-то гарантией.

Что касается приказа наступать на ДНР и ЛНР из Вашингтона, то он представляется мне маловероятным. Россия в вопросе отношений с Западом и без того почти загнана в угол, и если во время ЧМ по футболу начнётся большая война в Донбассе, реакция Москвы может быть самой непредсказуемой. Если Россия поможет военным формированиям ДНР и ЛНР отбить наступление украинской армии, а потом при помощи добровольцев и «отпускников» перейти в контрнаступление, то никто не может знать, где на этот раз остановится линия фронта. Последствия могут быть самыми катастрофическими для проамериканского режима Порошенко. Думаю, что в Вашингтоне отдают себе отчёт в этом и рисковать не станут. Там тоже понимают, что есть в отношениях с Россией черта, за которую лучше не заходить, не дразнить русского медведя.

Конечно, мы многого не знаем. Идут сложные закулисные переговоры США и России по поводу Украины и Сирии. Посредником в них выступает, видимо, Израиль. Поэтому неслучайно на Петербургский экономический форум приехала такая большая израильская делегация. Некоторые политологи даже говорят о подготовке некой большой сделки между Россией и Западом, хотя я лично не вижу признаков этого.

«СП»: — Можно ли всерьёз относиться к прогнозу экс-канцлера Австрии Вольфганга Шюсселя о том, что конфликт в Донбассе будет решён вскоре после будущих президентских выборов на Украине? Он предрёк ДНР и ЛНР судьбу Южного Тироля, немецкого региона, отошедшего после Второй мировой войны к Италии. Региону дали автономию, и межэтнические конфликты прекратились.

— Я думаю, что с Шюсселем можно согласиться в той части, что решения проблемы Донбасса до новых выборов президента на Украине ждать не стоит. Именно после них будет ясна расстановка политических сил в «незалежной». При стечении обстоятельств вариант Южного Тироля для Донбасса вполне возможен. Собственно, полное выполнение минских договорённостей этот вариант и предполагало. Республикам Донбасса предоставлялись широкие права, гарантии сохранения русского языка как государственного на их территории и т. д.

«СП»: — Однако в ДНР и ЛНР настаивают на праве вето в парламенте Украины. Ясно, что в первую очередь речь идёт о сохранении нейтрального военного статуса Украины. Согласятся ли на это заокеанские кураторы Порошенко?

— Да, это камень преткновения. У Южного Тироля такого права вето нет, кстати. Поэтому тут надо искать компромиссы. В любом случае, даже такой компромисс потребует политической воли от нового президента Украины, поскольку сейчас большая часть политических сил в стране против любых уступок Донбассу.

Читайте также: Доигрались: Абрамович приостановил реконструкцию стадиона «Челси»

Алексей Полубота, СвободнаяПресса


Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.


По материалам: //svpressa.ru/

Похожие новости





Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Выбор редакции