Посольство России на Украине выступило с заявлением в связи с приближающейся годовщиной встречи Путина и Зеленского в Париже. Тогда страны «Нормандской четверки» подписали пакет мер по реализации Минских соглашений.
По прошествии почти года, говорят в российском МИД, из них выполнены только две: обмен пленными 29 декабря и перемирие на Донбассе.
В то же время Украина наращивает военную группировку на Донбассе, заявили в посольстве:
«9 декабря 2019 года в Париже, после трехлетнего перерыва, состоялся саммит в “Нормандском формате”. Лидеры Франции, Германии и России провели продуктивные переговоры с президентом Украины В. Зеленским, в результате которых пришли к общим и согласованным выводам, включающим ряд конкретных шагов, направленных на продвижение урегулирования конфликта в Донбассе.
Сегодня только две из согласованных в Париже мер можно считать частично выполненными: обмен удерживаемыми лицами (29 декабря 2019 года и 16 апреля 2020 года) и прекращение огня (вступило в силу 27 июля 2020 года).
В то же время, несмотря на значительное сокращение числа обстрелов на Донбассе с 27 июля 2020 года, нарушения режима прекращения огня фиксируются там и по сей день. Продолжается перемещение Украиной вооружений, в том числе тяжелой военной техники, вблизи линии соприкосновения.
Украинская сторона фактически заморозила выполнение остальных решений Парижского саммита и не проявляет заинтересованности в реализации Комплекса мер по выполнению Минских договоренностей.
Запланированное на 10 ноября 2020 года одновременное открытие пунктов пропуска “Золотое” и “Счастье” на линии соприкосновения было сорвано киевскими властями. В соответствии с согласованными Киевом и Луганском модальностями пункт пропуска “Счастье” предполагалось использовать исключительно для транспортных средств, в том числе гуманитарных конвоев.
Киев также оставил без ответа неоднократные призывы проработать детали работы согласованного для проезда автобусов пункта пропуска в “Золотом”, где необходимо преодолеть еще трехкилометровую полосу “нейтральной зоны”. Отказавшись от обсуждения связанных с автобусным движением в пункте пропуска деталей и обеспечения там нормальных условий, особенно с учетом приближения зимы, Киев продемонстрировал пренебрежительное отношение к своим гражданам, большинство из которых — пожилые люди, имеющие проблемы со здоровьем.
Несмотря на необходимость принятия постоянно действующего нормативно-правового акта об особом статусе Донбасса, как это предусмотрено минским Комплексом мер, Украина до сих пор не выполнила обязательства по имплементации “формулы Штайнмайера” в свое законодательство.
25 октября на Украине состоялись очередные местные выборы в соответствии с постановлением Верховной рады от 15 июля ( № 795-XI), которое исключило Донбасс из избирательного процесса, и было принято вразрез с положениям пунктов 4, 9, 11 и 12 “Комплекса мер”.
Работа над политическими, социально-экономическими и гуманитарными аспектами урегулирования в рамках Минской контактной группы была фактически заблокирована вследствие одобрения украинским парламентом данного правового акта.
В июне 2020 года министр иностранных дел Д. Кулеба заявил: “Киев никогда не вступит в прямой диалог с так называемыми Донецкой и Луганской Народными Республиками”. В начале июля 2020 года он в дополнение пояснил, что требование прямого диалога с властями Донецка и Луганска является “вопросом, который блокирует все”.
Произведенные в конце июля перестановки в украинской делегации в Минской контактной группе во главе с Л. Кравчуком не способствовали выходу из тупиковой ситуации.
Такая позиция несовместима с предписаниями Комплекса мер, который недвусмысленно предусматривал установление диалога между украинским правительством и представителями отдельных районов Донбасса.
Попытки Киева заменить реальных жителей Донбасса в качестве представителей Минской контактной группы более сговорчивыми «виртуальными» фигурами, в том числе теми, кто в течение продолжительного времени фактически не проживал в Донбассе, не может служить альтернативой диалогу с властями Донецка и Луганска.
Нежелание украинского руководства предоставить амнистию подтверждается также фактическим отказом — вопреки его обязательствам — провести “юридическую очистку”, то есть снять уголовные обвинения с жителей Донбасса, переданных властям Донецка и Луганска в рамках взаимного обмена удерживаемыми лицами.
Причиной столь незначительного прогресса является очевидное отсутствие политической воли со стороны Киева осуществлять реализацию “Комплекса мер”. Вместо того, чтобы активно и продуктивно работать над урегулированием в рамках Минской контактной группы, украинское руководство критикует Минские соглашения и пытается принизить значение переговорного формата в белорусской столице.
К примеру, 12 июня 2020 года украинский вице-премьер А. Резников назвал Минские договоренности “ничтожными”, поскольку срок их действия будто бы истек в 2015 году.
19 октября 2020 года в интервью украинскому изданию “Зеркало недели” он также заявил, что “Минск — это не та платформа, на которой можно строить мир”. Что касается Контактной группы, то она, по его словам, является не более чем “банальной логистической площадкой для консультаций”.
6 октября 2020 года Президент В. Зеленский в интервью “Политико” пояснил, что его не устраивает формат Минского процесса, который он назвал “необходимостью, вызванной войной”.
Российская сторона призывает руководство Украины отказаться от логики войны и действовать в интересах мира и гражданского согласия с целью достижения скорейшей имплементации “Комплекса мер” на основе прямого и предметного диалога между украинским правительством и властями Донецка и Луганска.
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.