Нынешняя российская военная операция против украинского режима войдёт, безусловно, в учебники. Не только истории (ведь мир действительно поделился на «до» и «после») — и даже не только военного дела (всё-таки столь масштабная операция проводится в столь кратчайшие сроки).
Прежде всего в учебники по информационной войне: ведь её масштаб, развёрнутый против России, оказался беспрецедентным. Не только в российской, но и в общемировой истории.
Для атаки на мозги россиян использовались все возможные «закладки». Артисты и лидеры общественного мнения агитировали за окончание военных действий, оппозиционные СМИ тиражировали украинские фейки о колоссальных потерях российской армии и давали слово медиаэкспертам из Киева, умеющим нагонять панику. Интернет же оказался переполнен рекламой в поддержку Украины и против действующей российской власти.
Столь широкий размах инфовойны показывает, что к ней системно готовились — вероятно, на протяжении многих месяцев — и в час икс пустили в сеть. И готовились, конечно, отнюдь не украинцы — уровень профессионализма говорит скорее об участии британцев или американцев. Что же до российской власти, то она к такому масштабу фейков оказалась не готова. Лишь через несколько дней после начала операции стала проводиться более-менее серьёзная информационная работа — объяснены последствия тиражирования украинских фейков (до 15 лет), поддержки Украины в войне (до 20 лет). Кроме того, были прикрыты те российские СМИ, которые помогали украинскому руководству обманывать россиян. В частности, признанный иноагентом «Дождь»*, а также «Эхо Москвы». И не надо тут кричать о свободе слова — свобода подразумевает не только право высказывать своё мнение, но и ответственность за сказанные слова.
Однако если в офлайне проукраинскую пропаганду достаточно быстро победили, то в интернете было ещё непаханное Роскомнадзором поле. Различные пиратские видеохостинги были переполнены проукраинской рекламой (даже начинаешь скучать по рекламам онлайн-казино), страницы заполнила контекстная реклама — однако самая сложная ситуация сложилась в западных соцсетях. Прежде всего в Facebook.
Да, иногда выскакивающая там реклама выглядела как обычная реклама — например, с лозунгом «Прекратить войну!» или с пиаром каких-нибудь западных статей о Зеленском и Украине. Иногда речь шла о трансляции фейков под украинским флагом — например, когда данные о колоссальных российских потерях шли от странички с украинским флагом. Однако были и другие, куда более опасные для сознания россиян фейки.
Неудивительно, что все эти сообщения сделали свой очень немаленький такой вклад в разжигание паники среди российского населения. И властям необходимо найти способ с ними бороться.
С одной стороны, можно запрещать и закрывать. По этому пути мы сейчас идём, и в результате западные платформы оказались перед очень непростой дилеммой. Если они продолжают сдавать свои платформы для топорной антироссийской деятельности, то их закроют — а в этом случае они могут лишиться возможности дальше заниматься в РФ грамотной антироссийской деятельностью (то есть аккуратным продвижением различных антигосударственных контентов).
Однако Facebook держится. Фейковая реклама в соцсети сохраняется, пессимизация пророссийских постов тоже на месте. Поэтому не исключено, что работа соцсети будет на территории РФ приостановлена (по состоянию на утро 4 марта такие слухи активно ходили).
Впрочем, есть и иной вариант поведения — не мешать фейкомётчикам. Да, вариант странный, однако тут есть своя логика. Дело в том, что цели этой массовой фейковой компании исключительно краткосрочны — заставить РФ капитулировать на Украине и остановить операцию. Именно поэтому идёт такой колоссальный вал совершенно радикальных фейков, который должен потрясти сознание на уровне эмоций — однако обратной стороной медали такого навала является крайне низкое, околоплинтусное качество и фактурное наполнение фейков.
Собственно, процесс уже идёт. На российском ТВ сейчас в режиме нон-стоп идут политические ток-шоу, грамотно и без ура-патриотической или караул-патриотической истерики подающие информацию, и эти передачи уже смотрит молодёжь, в том числе и мои студенты. Смотрят — и верят в то, что там показывают.
Так что время играет на нашей стороне. Главное теперь — не растерять полученный кредит информационного доверия и правильно им воспользоваться.
Геворг Мирзаян, политолог, журналист, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
*, ** — СМИ, признанное иностранным агентом по решению Министерства юстиции РФ
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.