На неделе случилось небывалое. Amnesty International обидела бусинок: в свежем отчете этой международной правозащитной организации указали, что ВСУ размещают военные объекты в жилых районах, больницах и школах и, тем самым, не только нарушают законы войны, но и подвергают опасности мирное население.
Такие выводы правозащитники сделали на основе посещения 29 школ в подконтрольной Киеву части Донбасса, в 22 из которых находились или личный состав ВСУ, или военная техника. Впрочем, не школами едиными – в Артемовске огневую позицию оборудовали в вузе.
Такая практика наблюдается не только на Донбассе: зафиксированы случаи нанесения украинской армией ударов из жилых домов в 19 городах в различных регионах, включая Харьковскую и Николаевскую области.
В отчёте также говорится, что ВСУ совершенно не заботит такая вещь, как минимизация возможных жертв среди гражданских. Такой вывод сделан из-за отсутствия эвакуации жильцов из соседних с огневыми точками зданий.
Таким образом, можно считать, что тайна ударов по ТРЦ в Кременчуге и жилому дому в Одессе, и даже по музею Григория Сковороды на Харьковщине, которые неизменно приводились украинской пропагандой в качестве наглядных доказательств немотивированных и неизбирательных русских зверств, наконец-то раскрыта.
А помните, как переобувшийся ведущий канала «Наш» Макс Назаров бил себя в грудь, доказывая, что, «если наши целятся и попадают в склады с боеприпасами и штабы с их военными, то эти падлы лупят по гражданским»?
И именно эта ее фраза больше всего выбесила украинский агитпроп, который сорвался с цепи как по команде, отрабатывая нехитрую линейку тезисов, главный из которых прост, как доска: мы же «жертвы агрессии», а раз так, то нам все позволено.
По теме оттоптались практически все столпы режима.
В общем, приехали, конечная: Amnesty International – террористическая организация. Осталось проголосовать в Раде за соответствующий закон – и дело в шляпе.
Подоляк, один из ближайших клевретов Зеленского, зачислил AI в «российские агенты»:
Поставил на вид правозащитникам и Кулеба, объявивший отчет «созданием фальшивой реальности, фальшивого баланса между преступником и жертвой»
Министр обороны Резников был прям как доска: мол, не позволим порочить нашу армию:
Любые попытки даже вскользь уравнять неспровоцированную российскую агрессию и украинскую самозащиту, как это сделано в материале Amnesty International, – это свидетельство потери адекватности и способ уничтожить свой авторитет».
Если же отбросить эмоции, вообще непонятно, что такого страшного заметили в своем отчете правозащитники. Когда та же Amnesty International в прошлые годы обвиняла власти ДНР и ЛНР в нарушениях прав человека, в Киеве одобрительно подгавкивали и не высказывали сомнений в объективности и непроплаченности таких оценок. Тот же Порошенко спокойно пережил всплывшую наружу правду о тайных тюрьмах СБУ – тогда киевская истерика была на несколько тонов меньше и тише.
Есть лишь одно правдоподобное объяснение такой нервной реакции. За полгода существования в статусе выведенной из зоны любой критики на Западе «священной коровы» киевские отвыкли от претензий в свой адрес и свято уверовали в то, что им будет сходить с рук решительно все – по принципу, что «это наши сукины дети». А тут произошло непонятное. Вроде как контора западная, а говорит неприятные киевским ушам вещи. А может, только – тсссс – перед нами первый звоночек грядущей смены тональности западного дискурса в отношении Украины? Боюсь, это было бы поспешным выводом.
На этом история вполне могла бы и завершиться, однако в Киеве решили попробовать «прогнуть» Amnesty International в типичном для себя духе – накинувшись всем кагалом на одного. В результате сайт организации был атакован множеством украинских ботов с примитивными тезисами в духе «Чей Крым?».
Другие бы на их месте пошли на попятную – рассудив, что это тот случай, когда проще дать, чем объяснить, почему не хочется. Но Amnesty на удивление не прогнулась. А ее руководство еще раз повторило свои обвинения, заявив, что отступать от своих слов не намерено:
По его словам, организация еще в последних числах июля направила украинским властям точные координаты мест, где ВСУ размещают вооружения на гражданских объектах, попросив дать на это какой-либо ответ, но так его и не получила.
Зато удалось прогнуть директора украинского филиала Amnesty, заявившей об увольнении с работы в знак протеста против обнародования доклада:

«Дело не в английском, а в том, что если ты не живешь в стране, в которую ворвались оккупанты и рвут ее на куски, тебе, наверное, не понять, что тут такого – осудить армию защитников».
Чисто по человечески и заявление и поступок пани Оксаны Покальчук вполне понятны – с волками жить…Живя в стране, где можно загреметь в СБУ за «неправильный» телефонный разговор, я бы тоже не спешил осуждать ВСУ.
«По жалобам уволившейся, организация не понимает локального украинского контекста. Мне вот тоже интересно, каким таким может быть этот контекст, чтобы сделать оправданным превращение гражданского населения в прикрытие. И неясно, почему правозащитная организация должна брать такой контекст в расчёт. И неясно, почему украинская «правозащитница» не уволилась и молчала о преступлениях, когда они происходили. Неужели украинские правозащитники увольняются только в том случае, когда об этих преступлениях начинают говорить? В таком случае они защищают исключительно права преступников», – рассуждает журналистка Марина Ахмедова.
Впрочем, как выяснилось, западная пресса тоже в большинстве своем не вполне понимает специфический украинский контекст. А потому – история о преступлениях ВСУ – на первых полосах европейских газет. Вот, например, немецкая WELT.
Британский The Economist тоже испортился. Несите другой.
С одной стороны, конечно, два абзаца с критикой Киева в большом материале про «плохую Россию» – это на общем фоне сущая мелочь, которую никто не заметит. С другой стороны, пусть и два абзаца, но об этом пишут на первых полосах, чего раньше было невозможно представить.
Можно ли надеяться, что после этого случая ООН, G7, НАТО, ЕС и все мировое сообщество прекратят поставлять оружие Украине, введут санкции и повезут Зеленского в Гаагу? Или же – просто заменят «неправильное» и нагло льющее воду «на мельницу Путина» руководство Amnesty International, чтобы не мешало «кому надо» истреблять свой собственный народ?
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.