
С точки зрения ключевого военно-экономического критерия — «стоимость-эффективность», эти корабли вообще невозможно сравнивать. Каждая стратегическая подводная лодка США – неважно, оснащена ли она баллистическими или крылатыми ракетами, это несколько миллиардов долларов из национального бюджета Америки, который уже далеко не всесилен. Кроме того – строительство таких сверхсложных боевых единиц это работа на многие годы, которые растянутся еще больше из-за бюджетных ограничений. Поэтому спуск на воду каждого такого корабля в нынешних США это событие национального масштаба, причем все более редкое. В отличие от этого заокеанского финансово-стратегического тупика, лодки проекта 636.3 можно «печь» буквально как пирожки, причем с примерно аналогичной пирожкам скоростью. Тот же «Ростов-на-Дону» был заложен в ноябре 2011 г., а уже через два с половиной года вышел на ходовые испытания. Одновременно на стапелях в разной степени готовности находится еще несколько аналогичных кораблей. И российское командование уже подумывает о заказе дополнительной серии. И хотя Россия по размерам своего военного бюджета очень значительно уступает США, благодаря подобного рода проектам – относительно дешевым и потенциально массовым, она имеет отличную возможность меньшими затратами добиться куда более весомых военно-стратегических результатов.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что первое боевое применение ДЭПЛ СН было проведено в максимально жестких условиях. «Ростов-на-Дону», перед тем как произвести свой исторический залп, совершил трансокеанский переход с Северного флота на Черноморский, причем, даже не дойдя до места назначения (ВМБ Новороссийск), прямо с ходу атаковал неприятеля, будучи у берегов Сирии. Что, несомненно, говорит о безупречной работоспособности корабля, отлаженности всех его систем и высокой выучке экипажа. А это, в свою очередь, является еще одним подтверждением, что Россия очень серьезно занимается модернизацией своих вооруженных сил, добиваясь при этом их высочайшей боевой эффективности, а не занимается очковтирательством и «строительством потемкинских деревень», о чем не устают болтать некоторые злокозненные «аналитики».
Однако и это еще не все новости, касающиеся ракетной премьеры подводного флота РФ. В ходе доклада министра обороны С.Шойгу Президенту России об этом боевом эпизоде, Владимир Путин высказал мысль, которая позволяет расставить все точки над «и» в вопросе о полной боевой ценности и стратегической значимости новых ракетных субмарин:
Из этого высказывания В.Путина можно сделать, как минимум, два вывода. Во-первых, подводные лодки аналогичные «Ростову-на-Дону», могут быть оснащены и крылатыми ракетами с ядерной боевой частью, что делает их полноценным компонентом стратегических сил сдерживания, способным полностью контролировать континентальный ТВД, подобный Европейскому, или Ближневосточному. Кроме того, само упоминание Верховным главнокомандующим, пусть даже и в отрицательном ключе, о возможности применения ядерного оружия «в борьбе с террористами», что, как «он надеется, никогда не потребуется», указывает на то, что, если эти надежды Кремля не оправдаются, ввиду повышенной неадекватности поведения геополитических визави, то исключать такой вариант полностью не стоит. В этой связи напомню, что буквально вчера в материале «Психологическая война Запада» нами было высказано сходное предположение:
Таким образом, Президент России, пусть и косвенно – самим фактом упоминания такой возможности, но подтвердил наше предположение. И, тем самым, показал, что Россия на западный шантаж ни при каких обстоятельствах поддаваться не станет. Тем более, что в ее распоряжении имеются такие средства ведения региональной войны, о которых западным стратегам пока приходится только мечтать.
Юрий Селиванов
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.