В Польше решают, считать украинцев «беженцами» или гастарбайтерами

0 965
0

Все больше молодых украинцев готовы ехать в соседнюю страну и выполнять низкоквалифицированную работу.

Польша — одна из самых популярных стран среди украинских мигрантов. На прошлой неделе небывалый резонанс вызвало заявление премьер-министра Польши Беаты Шидло в Европарламенте о том, что страна приняла более 1 млн беженцев с Украины, которым «никто не хотел помогать».

В комментарии «Укринформу» посол Украины в Польше Андрей Дещица объяснил, что «в Польше находятся, возможно, до миллиона человек — украинских рабочих, которые прибыли и находятся здесь легально».

Эта цифра — 1 млн — звучала также из уст главы МИД Польши Витольда Ващиковского. Он даже выразил мнение, что этот факт должен быть учтен «в общеевропейской дискуссии о кризисе мигрантов и беженцев».

А вот депутат Европейского парламента Рышард Чарнецкий в комментарии wiadomosci.wp.pl сообщил, что Шидло сказала о более 1 млн виз для украинцев (в комментарии он называет цифру в 1, 3 млн — авт.). Когда польский журналист спросил: «Премьер не понимает, что говорит? Какие слова употребляет?», то собеседник согласился: «Не совсем правильно заменять слова» беженцы» и «мигранты» (в том числе в ЕП). Надо уточнять», сообщает «Сегодня».

По данным Управления по вопросам иностранцев Польши (Urząd do Spraw Cudzoziemców), в 2015 году только двое граждан Украины получили статус беженца. Польские консульские учреждения на Украине в 2015 году выдали гражданам Украины 925 тыс. виз, что почти на 100 тыс. Больше, чем в 2014 году (более 833 тыс.).

«Я не думаю, что заявления польских политиков были случайными. К сожалению, это выглядит как сознательная, согласованная манипуляция, которая адресована партнерам Европейского Союза, а именно Европейской Комиссии, стремящейся к реализации принудительного распределения мигрантов, с которым не соглашается правительство в Варшаве. Польское правительство рассчитывает на невежество Западной Европы и информационный шум, который „размоет" реальную ситуацию с украинцами в Польше», — объясняет эксперт и главный редактор польского портала Eastbook.eu Кшиштоф Нечипор.

Инициативу введения принудительных квот по распределению беженцев между государствами-членами ЕС раскритиковали во многих странах. В МВД Чехии считают, что такие квоты противоречат Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Против решения выступили и другие страны Вышеградской группы. Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс вообще заявил, что «беженцы — не чемоданы, которые регистрируешь и отправляешь в конкретный пункт». Такого же мнения придерживаются и другие республики Прибалтики.

Кшиштоф Нечипор считает, что такие заявления не лучшим образом говорят о компетенции польской дипломатии. «Тезис о миллионе украинских беженцев не только можно легко опровергнуть, но и использовать против самой Польши. Если вы принимаете абсурдное утверждение премьера Шибло и главы МИД Ващиковского, то Западная Европа (особенно Великобритания) приняла в последние годы несколько миллионов беженцев из Польши. Жаль, что жертвой этого раздора внутри ЕС стали украинцы, которые тяжело работают в Польше. Они этого не заслужили», — говорит эксперт.

Согласно закону об иностранцах, в Польше можно находиться при наличии: разрешения на временное пребывание; временного или постоянного вида на жительство и трудоустройство (karta pobytu). Фактически karta pobytu — это документ, который заменяет вам визу и дает возможность легально работать, проводить сделки с недвижимостью и даже получать визы других стран, не покидая территорию Польши.

25% иностранцев в Польше — украинцы. 65 тысяч граждан Украины в 2015 году получили вид на жительство. В прошлом году 2298 украинцев просили о присвоении статуса беженца

Во время IX форума «Европа-Украина» министр иностранных дел Польши сделал сенсационное заявление о сумме средств, которые украинские «заробитчане» отправляют за границу. По его словам, 2,5 млрд евро украинцы, которые работают в Польше, передали на Украину путем банковских переводов, а другие 2,5 млрд евро — перевезли через границу в виде наличных. Получается кругленькая сумма в 5 млрд евро.

Эти деньги украинцы зарабатывают тяжело. В прошлом году журналистка Ольга Жук проработала в Польше 3 месяца. Сначала собирала яблоки в поселке под Варшавой, потом — шампиньоны в теплицах под Ополе. «Летом было много людей с образованием, которые были готовы выполнять простую работу. Мой работодатель говорил, что раньше приезжали пожилые люди из сел — копили на оплату учебы детей или еще какие-то нужды. Сейчас все больше молодых людей приезжают на заработки», — рассказывает Ольга.

По ее словам, условия разные. Под Варшавой она жила в фургончике, но бесплатно. Владельцы теплиц с шампиньонами купили для работников дом, потому за жилье взымали плату. «Мне кажется, из-за наплыва украинцев отношение поляков становится все хуже и хуже. Когда я собирала яблоки, нами руководил поляк с высшим образованиям. Держал нас в ежовых рукавицах. У него было какое-то такое убеждение, что украинцы лентяи. Хотя мы очень много работали. „Болезнь украинцев — не работать, а говорить. Вас нужно гонять, иначе вы ничего не доделаете", — слышали мы от него», — вспоминает Ольга.

Журналистка говорит, что уехала из Киева, потому что столица стала слишком дорогой для приезжих. «Если у тебя нет собственного жилья, то зарплата в 5–6 тысяч не может покрыть расходы на аренду, оплату коммунальных услуг и затраты на еду и одежду. Я же в Киев тоже приезжаю как на заработки», — объясняет она. Например, за сбор яблок платили по 7 злотых (около 42 гривен) в час (в среднем можно было заработать 70 злотых в день).

«Но люди не знают своих прав. Они приезжают, сдают паспорта. Они никуда не ездят. Когда я работала возле Варшавы, никто из моих коллег так и не выбрался в город. Они боялись, что потратят дневной заработок, но при этом купить две бутылки водки — это классно. И, например, наши не защищают друг друга, когда кого-то обижают. Потому поляки так и относятся», — считает Ольга.

Збигнев Ваффлард из Агентства труда EWL тоже говорит о том, что проблемы украинцев чаще всего связаны не с плохими условиями труда, а ограниченным знанием своих прав и обязанностей.

«Рост интереса к трудоустройству в Польше привел также к росту числа мошенничеств. Это явление чаще всего можно встретить в строительной сфере и агропромышленности. Поэтому необходимо основательно проанализировать условия труда, которые предлагает вам посредник или работодатель. Эти условия должны совпадать с указанными в документе о разрешении на работу (заявление о намерении предоставить работу или разрешение на работу). Ни работодатель, ни посредник не имеют права забирать у работника паспорт, или любой другой личный документ», — напоминает Збигнев Ваффлард.

По мнению эксперта, при трудоустройстве через посредника риск быть обманутыми возрастает. «Согласно польскому законодательству, посредник не имеет права принимать никакой оплаты от кандидата за участие в процессе набора сотрудников. Разрешены только сборы, связанные с переводом документов, медицинским осмотром, или оплатой в визовом центре», — уточняет Збигнев Ваффлард.

Легальность агентств, которые предоставляют услуги мигрантам, можно проверить в Реестре Агентств Труда Польши (Rejestr agencji zatrudnienia (KRAZ).


Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.


По материалам: //rusnext.ru/

Похожие новости





Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Выбор редакции