Главная > Главная / Украина / Мнение > Проще и драматичнее: почему Киев отложил рассмотрения закона «О реинтеграции Донбасса»

Проще и драматичнее: почему Киев отложил рассмотрения закона «О реинтеграции Донбасса»


18-12-2017, 10:36. Разместил: Ульяна Говорухина

Запланированного политического демарша Киева, который должен был «расставить всё по своим местам» и в прямом смысле слова легитимировать точку зрения официальной украинской власти на происходящее в Донбассе, — которая отлична и от российской, и от западной, — в этом году не произойдет.

Резонансного законопроекта «О реинтеграции Донбасса» в декабрьском расписании заседаний Верховной рады попросту не оказалось. Тем не менее некоторые украинские политики не исключают, что документ всё же может еще всплыть на следующей, январской сессии парламента.

Стоит отметить, что такая точка зрения имеет свой резон. Дело в том, что откладывание законопроекта, многократно использующего термин «оккупация Крыма», отнюдь не является переговорным жестом в отношении России, за которым могли бы последовать некие содержательные транpакции. В равной мере этот перенос не является результатом гипотетического нажима западных партнеров Киева, которые, конечно, могли бы настаивать на том, чтобы закон, не содержащий ни единого упоминания о Минских соглашениях, оказался бы «подвешен» до лучших времен.

Представляется, что реальная логика событий одновременно и несколько проще, и драматичнее. И, как и большинство вещей, происходящих на Украине, она имеет в первую очередь внутренний анамнез и внутренние же причины.

Как известно, политика не существует в отрыве от процесса движения и перераспределения ресурсов: в зависимости от того, идет речь о власти или оппозиции, она этот процесс либо легитимирует, либо, напротив, позиционирует как неправильный. А для понимания механизмов развития событий на Украине, — как, впрочем, и в большинстве стран Восточной Европы, — ресурсная компонента не просто важна — она критична вдвойне. Главной проблемой Украины времен Януковича был тот факт, что потребляла она существенно больше, нежели могла производить и продавать.

Кстати, именно этот момент и обусловил сумму кредита, частично выданного Москвой Киеву: $15 млрд в год вполне могли бы ликвидировать этот нараставший разрыв. Однако еще до всяких кредитов Янукович попытался решить проблему и сам. Он решительно начал сокращать количество олигархов, вполне резонно ожидая, что тем самым сможет существенно сузить зазор между производством и потреблением. Олигархи, впрочем, не стали дожидаться, пока власть определится с их судьбой, и в лучших традициях заговора верхушки казацкого круга сократили самого Януковича.

А после этого именем войны на юго-востоке страны решительно сократили потребление украинского общества: курс гривны с тех времен упал более чем в четыре раза. Однако, как выясняется, и этого оказалось недостаточно, чтобы привести систему в состояние баланса — особенно если учесть необходимость компенсировать фактическую утерю наиболее индустриально развитой части страны в лице Донбасса.

И теперь уже президент Порошенко… да, начал пытаться сократить количество олигархов. И даже на первых порах достиг на этом направлении определенных успехов — так, вытесненным за границу оказался энергичный Коломойский, надолго выпала из политического мейнстрима экс-олигарх и политик Юлия Тимошенко, равно как на вторые роли отошел и Ринат Ахметов.

На фоне этого проявилась еще одна ахиллесова пята киевского режима. Наиболее наглядно ее продемонстрировал Михаил Саакашвили, который вдруг, как чертик из табакерки, появился на украинской политической арене. Помимо прочего, он для украинского публичного пространства в его сегодняшнем состоянии является идеальным политиком: свои ресурсы он промотал давно и надежно еще до появления на украинском поле. Новых ресурсов, а соответственно, и интересов, внутри страны он не нажил, а значит, является классическим «политиком по найму» в веберовском смысле этого слова. И далее Саакашвили вполне профессионально и надежно устраивает антипрезидентскую фронду, наглядно демонстрируя всему украинскому обществу, да и не только ему, ограниченность лояльности президенту Порошенко и его силовиков, и его судебной системы.

И Порошенко в итоге обнаруживает себя в крайне сложной ситуации, практически не имеющей видимых достойных выходов. Арестовывать и сажать Саакашвили бессмысленно и вредно — поскольку тогда, прямо по Салтыкову-Щедрину, все скажут, что «медведь чижика съел». Не арестовывать и не сажать — не менее вредно, поскольку тогда «чижик» будет продолжать всем демонстрировать факт перемещения Порошенко в легкую весовую категорию.

И, как мы видим, эта интрига вполне смогла развернуться: в новом раскладе как действия, так и бездействие Порошенко пока не работают в его пользу. А уж в чем нельзя отказать украинскому политическому классу, так это в его внутриполитической интуиции. И как только в воздухе у многих возникло ощущение, что главный вопрос, вопрос о власти, может снова актуализироваться, вдруг выяснилось, что все остальные вопросы, вчера представлявшиеся даже очень насущными, сегодня вдруг оказались вторичными, периферийными. И в силу этого отложенными до лучших времен. Когда снова возникнет некая ясность.

В какую бы то ни было сторону.

Автор — доцент МГИМО, член совета и ответственный секретарь Ассоциации политических экспертов и консультантов
Кирилл Коктыш, газета «Известия»



Вернуться назад