Главная > Главная / Статья / Полезное / Бизнес > Как лектору использовать наличие общего центра внимания и «поляризованности» аудитории при воздействии на неё?

Как лектору использовать наличие общего центра внимания и «поляризованности» аудитории при воздействии на неё?


29-01-2020, 06:04. Разместил: Руслан Ниязов

Люди, собравшиеся вместе до начала выступления, несмотря на непосредственный контакт между ними и определенный интерес к предстоящему выступлению, ещё не образуют аудиторию оратора.

Скорее, это просто скопление отдельных индивидов, временно оказавшихся в одном помещении, Кто-то читает, кто-то переговаривается, кто-то рассматривает помещение или соседей. Аудиторией же эти люди становятся только после того как появляется перед ними единый и значимый для всех собравшихся центр внимания, а именно, оратор и его сообщение.

Оратору, прежде чем начать выступление, необходимо «поляризовать» свою аудиторию, то есть добиться от присутствующих определённой концентрации внимания на себе и признания того, что они слушатели. Этому способствует сама обстановка публичной речи: расположение слушателей лицом к выступающему, размещение оратора на некотором расстоянии от публики, наличие хорошо освещенной сцены, арендованного подиума,  трибуны и тому подобное.

С появлением единого центра внимания люди прекращают свои прежние занятия и включаются в общий, объединяющий их вид деятельности — аудирование, то есть слушание, осмысление и запоминание речи оратора. До тех же пор пока нет единого психологического и физического источника стимуляции, на который присутствующие могли бы сообща реагировать, пока люди не заняты одним и тем же видом деятельности, до тех пор, собственно, нет и аудитории, а есть лишь неорганизованная группа людей.

Переключение рассредоточенного внимания присутствующих на один объект даёт начало процессу «поляризации». Сущность его заключается не столько в образовании двух противоположных полюсов: аудитории и оратора, сколько в установлении между ними таких взаимоотношений, при которых каждый член аудитории признает за оратором роль активного, организующего начала при одновременном признании своей собственной «противоположной» и подчинённой роли слушателя.

Очень ярко процесс становления аудитории под влиянием «поляризации» описал А. Н. Толстой: «...Каждое мгновение несколько сот сердец испытывают одни и те же волнения. Толпы больше нет. Это — внимающий, сопереживающий коллектив. Волны чувств несутся со сцены в зал и, ответно, из зала на сцену».

Немалое значение для «поляризации» имеет пауза в начале выступления. Она дает аудитории возможность познакомиться с оратором, «привыкнуть» к его появлению на сцене. Пауза, как лекторский приём, способствует концентрации внимания публики на выступающем, помогает ей настроиться на восприятие речи и мыслетворчество.
Вернуться назад