Главная > Главная / Важно / В мире / Россия / Мнение > В информационной войне время играет на стороне России

В информационной войне время играет на стороне России


6-03-2022, 09:09. Разместил: Руслан Ниязов

Нынешняя российская военная операция против украинского режима войдёт, безусловно, в учебники. Не только истории (ведь мир действительно поделился на «до» и «после») — и даже не только военного дела (всё-таки столь масштабная операция проводится в столь кратчайшие сроки).

Прежде всего в учебники по информационной войне: ведь её масштаб, развёрнутый против России, оказался беспрецедентным. Не только в российской, но и в общемировой истории.

Для атаки на мозги россиян использовались все возможные «закладки». Артисты и лидеры общественного мнения агитировали за окончание военных действий, оппозиционные СМИ тиражировали украинские фейки о колоссальных потерях российской армии и давали слово медиаэкспертам из Киева, умеющим нагонять панику. Интернет же оказался переполнен рекламой в поддержку Украины и против действующей российской власти.

Столь широкий размах инфовойны показывает, что к ней системно готовились — вероятно, на протяжении многих месяцев — и в час икс пустили в сеть. И готовились, конечно, отнюдь не украинцы — уровень профессионализма говорит скорее об участии британцев или американцев. Что же до российской власти, то она к такому масштабу фейков оказалась не готова. Лишь через несколько дней после начала операции стала проводиться более-менее серьёзная информационная работа — объяснены последствия тиражирования украинских фейков (до 15 лет), поддержки Украины в войне (до 20 лет). Кроме того, были прикрыты те российские СМИ, которые помогали украинскому руководству обманывать россиян. В частности, признанный иноагентом «Дождь»*, а также «Эхо Москвы». И не надо тут кричать о свободе слова — свобода подразумевает не только право высказывать своё мнение, но и ответственность за сказанные слова.

Однако если в офлайне проукраинскую пропаганду достаточно быстро победили, то в интернете было ещё непаханное Роскомнадзором поле. Различные пиратские видеохостинги были переполнены проукраинской рекламой (даже начинаешь скучать по рекламам онлайн-казино), страницы заполнила контекстная реклама — однако самая сложная ситуация сложилась в западных соцсетях. Прежде всего в Facebook.

Да, иногда выскакивающая там реклама выглядела как обычная реклама — например, с лозунгом «Прекратить войну!» или с пиаром каких-нибудь западных статей о Зеленском и Украине. Иногда речь шла о трансляции фейков под украинским флагом — например, когда данные о колоссальных российских потерях шли от странички с украинским флагом. Однако были и другие, куда более опасные для сознания россиян фейки.

Так, например, на том же Facebook создаются страницы компаний с логотипами ведущих российских телеканалов или СМИ. Потом от их имени даётся информация о том, например, что российские банки вот-вот перестанут выдавать вклады, а предприятия — зарплату. Понятно, что не каждый пользователь соцсети разбирается в информационной гигиене и зайдёт на страницу «рекламодателя» (где увидит, что она была создана несколько дней назад, не содержит постов и имеет от силы десяток подписчиков).

Неудивительно, что все эти сообщения сделали свой очень немаленький такой вклад в разжигание паники среди российского населения. И властям необходимо найти способ с ними бороться.

С одной стороны, можно запрещать и закрывать. По этому пути мы сейчас идём, и в результате западные платформы оказались перед очень непростой дилеммой. Если они продолжают сдавать свои платформы для топорной антироссийской деятельности, то их закроют — а в этом случае они могут лишиться возможности дальше заниматься в РФ грамотной антироссийской деятельностью (то есть аккуратным продвижением различных антигосударственных контентов).

Именно поэтому, например, YouTube уже пошёл на уступки — по слухам, видеохостинг принял решение временно отменить показ рекламы для россиян. Не антигосударственной, а всей рекламы, что (маленький такой бонус для антироссийских стратегов от этого вынужденного решения) приведёт к потерям для российских блогеров, зарабатывающих на монетизации.

Однако Facebook держится. Фейковая реклама в соцсети сохраняется, пессимизация пророссийских постов тоже на месте. Поэтому не исключено, что работа соцсети будет на территории РФ приостановлена (по состоянию на утро 4 марта такие слухи активно ходили).

Впрочем, есть и иной вариант поведения — не мешать фейкомётчикам. Да, вариант странный, однако тут есть своя логика. Дело в том, что цели этой массовой фейковой компании исключительно краткосрочны — заставить РФ капитулировать на Украине и остановить операцию. Именно поэтому идёт такой колоссальный вал совершенно радикальных фейков, который должен потрясти сознание на уровне эмоций — однако обратной стороной медали такого навала является крайне низкое, околоплинтусное качество и фактурное наполнение фейков.

И если российская власть выстоит, если обещанные фейками последствия не наступят (например, банки продолжат выдавать людям деньги), то эти фейки обратятся против самих фейкомётчиков. Проснувшееся сознание людей осознает всю глубину обмана, что, в свою очередь, приведёт к резкому падению доверия к условным либералам и западникам (которые, по мнению многих, стоят за разгонкой фейков) и резко повысит уважение и доверие к государственным СМИ.

Собственно, процесс уже идёт. На российском ТВ сейчас в режиме нон-стоп идут политические ток-шоу, грамотно и без ура-патриотической или караул-патриотической истерики подающие информацию, и эти передачи уже смотрит молодёжь, в том числе и мои студенты. Смотрят — и верят в то, что там показывают.

Так что время играет на нашей стороне. Главное теперь — не растерять полученный кредит информационного доверия и правильно им воспользоваться.

Геворг Мирзаян, политолог, журналист, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ

*, ** — СМИ, признанное иностранным агентом по решению Министерства юстиции РФ



Вернуться назад