Главная > Главная / В мире / Экономика / Выбор редакции > Денег нет: Европе надоели попрошайки из Латвии

Денег нет: Европе надоели попрошайки из Латвии


16-09-2018, 10:36. Разместил: Руслан Ниязов

Рига обижена на ЕС, который планирует прекратить подачки на ремонт советских автодорог

Директор по управлению развитием Государственного акционерного общества Latvijas valsts ce?i («Латвийские национальные дороги») Гундар Каинс обнародовал страшную правду: на 2020 год денег от Европы на ремонт дорог нема и не будет.

Брюссель вам не Москва, строившая и содержавшая дороги «оккупированной» Латвии все годы «оккупации».

Нет-нет, Каинс так не сказал; если бы сказал, у него были бы большие неприятности, выгнали бы с работы сразу. Но он косвенно подтвердил эту мысль, дав право на трактовку вопросов финансирования из советской Москвы и нынче антисоветского Брюсселя. Каинс сказал, что ежегодно на содержание и ремонт дорог страны нужно 611 млн евро, но выделяют в два раза меньше даже с учетом помощи Еврокомиссии, а с 2020 года Евросоюз и вовсе перестанет давать деньги на дороги. И вот фраза, за которую директора могут кошмарить в Европе. «Всего с 1991 года накопился дефицит в размере 3,57 млрд евро», — цитирует агентство LETA слова Каинса, произнесенные на заседании Совета по развитию Рижского региона.

До 1991 года, как известно, дороги в Латвии строил Советский Союз. В Риге, правда, утверждают, что Латвийская ССР кормила СССР. Но вот какой баланс получается только с дорогами (заводы, фабрики и города, построенные «оккупантами» на «оккупантские» деньги, оставим за скобками): у СССР хватало денег на строительство современных шоссе, а у независимой Латвии и Брюсселя не хватает на их содержание и ремонт.

В целом в Прибалтике в годы «советской оккупации» было построено 56 тысяч километров автомобильных дорог с твердым покрытием. Сколько приходится на Латвию? Делим на три республики. Латвия немного меньше Литвы, но заметно больше Эстонии. Примерно 19 тысяч километров. Так вот: через 28 лет после обретения независимости в Латвии — около 1653 километров главных дорог с твердым покрытием, 4626 километров региональных асфальтированных и 10,5 тысячи километров местных автодорог с твердым покрытием. То есть около 17 тысяч километров. Значит, не построили ничего, а даже и потеряли, либо что-то построили, но потеряли еще больше советского дорожного наследия. И содержать то, что осталось, не в состоянии без помощи Брюсселя.

А Брюссель стал жадничать. Опыт, сын ошибок трудных и в вопросах финансирования. Есть в Евросоюзе так называемый фонд Кохезии- от латинского «cohaesus» — «связанный», «сцепленный». Брюссельская политика Кохезии подразумевает финансовую поддержку старыми членами ЕС бедняков из Центральной и Восточной Европы, вступивших в Евросоюз в 2004—2007 годах. Предполагалось, что таким способом удалось бы выровнять уровень жизни и экономического развития в целом в ЕС. Главные дотационные страны — Польша, Болгария, Румыния, Хорватия, Венгрия, Эстония, Литва и вот Латвия. В рамках политики Кохезии в них вкачали только в период 2005—2012 годов около 160 млрд евро. Но эксперты считают, что политика Кохезии не дала результата. Оказалось, что 20% ВВП Латвии, Литвы и Эстонии формируется с помощью дотаций из Брюсселя, а уровень жизни не выравнивается, и дороги, судя по обидам в Latvijas valsts ce?i, германскими автобанами не становятся.

По данным, приведенным порталом rus.delfi.lv, Латвия на содержание и ремонт дорог выделяет намного меньше соседей. В этом году Литва выделила на это 440 млн евро, Эстония — 227 млн евро, а Латвия лишь 183 млн евро. Европа подбросит Риге нынче на дороги из фонда Кохезии 124 миллиона евро, но это меньше обычного. Благодаря Европе общий бюджет «на дороги» в Латвии в этом году составит только 307 млн евро. В следующем году на ремонт и содержание дорог Европа выделит еще меньше, и общий бюджет в Латвии на дороги составит лишь 263 млн евро. А с 2020 Еврокомиссия вовсе не даст денег на латышские дороги.

С прошлого года Брюссель стал снижать бюджет фонда Кохезии, а в 2020-м и вовсе прекратит финансирование по этой части. То-то же нынче, 14 сентября, премьер-министр Латвии Марис Кучинскис бросился в Вильнюс, куда с визитом прибыла Ангела Меркель, и… выговорил ей: Латвию, мол, не удовлетворяет проект бюджета ЕС, касающийся фонда Кохезии.
«Для нас неприемлемо предложение Европейской комиссии, которое подразумевает 13-процентное сокращение латвийской части. Мы в стране работаем, чтобы добиться скорейшего приближения к среднему европейскому уровню», — сказал латвийский премьер. Ангела Меркель в ответ мудро улыбнулась, поздравила Латвию со столетием, которое латыши будут отмечать 18 ноября 2018 года по случаю провозглашения в этот день в 1918 году «Акта о независимости», и заверила, что отношения Латвии и Германии традиционно хорошие и такими останутся.

А деньги? Нема. Гундар Каинс сообщил, что благодаря фонду Кохезии 70% латвийских дорог после окончания всех работ окажутся в хорошем состоянии, однако немалая часть региональных дорог останется в плохом. По его словам, «Европа свою долю выплатила и все ее инвестиции освоены, а наши политики, к сожалению, свои обещания забыли». Да, своих денег у Риги нет, а европейские иссякают и в 2020 года закончатся. И как заметил директор Latvijas valsts ce?, начнется череда банкротств строительных фирм.

Ну что поделаешь. Брюссель — это вам не Москва советского периода.

Читайте также: Мир стоит на пороге суперкризиса, — ведущий аналитик банка Рокфеллеров

Сергей Орлов, Свободная Пресса


Вернуться назад