Главная > Главная / Статья / Полезное / Бизнес > Деловая репутация или цена доброго имени

Деловая репутация или цена доброго имени


18-05-2020, 06:10. Разместил: Руслан Ниязов

Стоят ли чего-то идеи, изобретения, деловая репутация? Сегодня было бы глупо не признавать значимость этих категорий для бизнеса. Более того, объемы нематериальных активов, которыми обладают компании, становятся все влиятельнее — в настоящее время нормальным явлением стали фирмы, в которых нематериальные активы выступают основным ресурсом.


Очень важно для репутации компании, в любой неблагоприятный момент, своевременно решать юридические вопросы, для этого важно иметь всегда под рукой профессиональную кампанию, для юридической поддержки бизнеса.

Не потрогать руками

Нематериальные, или, как называют их за границей, неосязаемые, активы — категория, которую начали учитывать больше века назад, но до сих пор не пришли к единодушному мнению по поводу их оценки. Если попытаться сформулировать, что следует считать нематериальными активами (НМА), то так можно назвать нечто, что нельзя пощупать, но при этом оно может быть отделено от другого имущества, длительно быть использовано в производстве продукции, способно оказывать влияние на бизнес и привлекать клиентов — в целом приносить компании выгоду.

Специалисты делят НМА на три основные группы:

1. Не отделимые от компании нераспределенные активы, которые переходят к новому владельцу в случае продажи фирмы. К этой категории в первую очередь нужно отнести репутацию компании. Самостоятельной рыночной стоимости данные активы не имеют;

2. Так называемые персональные активы, привязанные к конкретным сотрудникам (как правило, речь идет о первом лице компании и его деловой репутации);

3. Отделяемые от компании (или идентифицируемые) НМА. В данной категории следует говорить об имеющихся у компании объектах интеллектуальной собственности: патентах, контрактах, художественных произведениях, авторских правах, лицензиях, товарных знаках, ноу-хау, программном обеспечении.

Казалось бы, все это только воздух. Но компания, не имеющая положительной деловой репутации или другого компонента НМА, проигрывает своему конкуренту, обладающему этими категориями.

Честное имя фирмы

В широком смысле слова нематериальные активы называют гудвиллом. Это же название носит деловая репутация фирмы, заслуживающая, по мнению экспертов, особого внимания, поскольку ее считают наиболее значимым НМА, без которого невозможен успех бизнеса. На Западе репутацию приравнивают к бренду компании. С понятием «деловая репутация» знакомо большинство людей. В него входят известность компании, ее умение работать с партнерами, соблюдать договоренности. Все эти категории фирма нарабатывает годами, и они не воспринимаются отдельно от нее. Поэтому деловая репутация не может быть продана отдельно от компании.

Оценить этот ресурс — дело сложное, но необходимое. А как оценить воздух? Остальные НМА можно каким-то образом поставить на учет, к примеру, измерить затраты на продвижение новой идеи и доходы, полученные от ее внедрения. Для измерения деловой репутации приходится искать другие пути. Нужно учитывать, что поставить репутацию на свой баланс фирма имеет право только в момент продажи бизнеса. Но даже неучтенная деловая репутация напрямую связана со стоимостью компании.

Почем невещественное богатство?

Не так давно неденежные активы учитывались на наших предприятиях в крайне маленьких объемах, сейчас ситуация изменилась. Одной из причин этого стало появление документов, регламентирующих данный процесс. В первую очередь оценка активов важна для отраслей промышленности, которые основываются на высоких технологиях, выпускают наукоемкую продукцию. У крупных компаний, представителей этих отраслей, стоимость НМА нередко составляет львиную долю общей стоимости фирмы. Иметь на своем балансе нематериальные активы компании стало престижно. Хотя многие компании до сих пор не готовы воспринимать НМА серьезно, в силу чего нематериальные активы оцениваются в отечественных компаниях недостаточно высоко. Эфемерный актив можно включить в баланс компании, если есть возможность оценить его стоимость и имеются прогнозы о получении экономических выгод от использования актива.

Для получения более объективной оценки эксперты предлагают связывать гудвилл при учете с чем-то вещественным, к примеру, проводить оценку товарного знака, программного продукта. Руководители компаний не всегда стремятся знать стоимость НМА собственной фирмы. По большому счету точная стоимость нематериальных активов (и, прежде всего, деловой репутации компании) нужна в паре случаев: при подготовке к продаже бизнеса либо при нанесении урона доброму имени фирмы. Существует несколько методик оценки НМА.

При использовании затратного подхода при оценке гудвилла учитывают расходы на создание и поддержание нематериальных активов. Реально совершенные в прошлом затраты могут быть пересчитаны с учетом сегодняшних цен. Другой вариант предполагает просчитывание затрат на аналогичные активы. Подобная оценка может оказаться не слишком точной.

Более объективной признан общепринятый подход к оценке НМА. В данном случае стоимость нематериальных активов высчитывается на основании разницы между чистой прибылью от активов и затратами на капитал. Если затраты оказываются выше прибыли, речь идет об отрицательной стоимости гудвилла. Опытные бизнесмены убеждены, что всегда можно заранее спрогнозировать, окажутся ли нематериальные активы выгодными. Если НМА относятся к основной деятельности фирмы, а на рынке есть спрос на аналогичные активы или этот спрос ожидается, гудвилл с большой долей вероятности принесет прибыль компании.

Часто применяемый доходный метод при оценке НМА базируется на прогнозировании получаемых от гудвилла выгод в дальнейшем. Использование рыночного способа подразумевает сравнение нематериального актива с подобными ему НМА, существующими на рынке. Здесь в дело вступают акции, и учитывается капитализация прибыли компании, которую можно извлечь из гудвилла.

Каждый из этих методов в отдельности не застрахован от получения неточного результата, поэтому специалисты считают более надежным применять подходы в совокупности.

В современных компаниях, особенно зарубежных, гудвилл может являться самым большим активом. Поскольку эта тенденция продолжает прогрессировать, не останавливается и изучение НМА — специалисты ищут новые методы, позволяющие более точно оценить эфемерные активы фирм.
Вернуться назад