Торговля оружием: Не надо злить русских санкциями

0 1 365
0


Покупатели недовольны нечестной конкуренцией США по отношению к Москве

Всезнающее англоязычное издание The Economist сообщило любопытную новость: Пентагон… заступился за Рособоронэкспорт.

«Представители оборонного ведомства (Америки — авт.) утверждают, что было бы лучше согласиться с тем, что некоторые страны будут продолжать покупать российское оружие, в надежде, что они постепенно избавятся от этой привычки», — пишет The Economist, комментируя давление Конгресса на Белый дом по вопросу всеобъемлющих санкций против закупок наших вооружений.

По мнению издания, это связано не с защитой конкуренции, как движущей силы технологического прогресса в военной сфере, а с осознанием того, что Соединенные Штаты не столь всесильны. Дескать, «огромная дипломатическая мощь Америки» уже не та, что раньше, значит, диктовать условия — вредить своим же интересам.

За примером далеко ходить не надо. Королевство Саудовской Аравии (КСА) послало, куда подальше Канаду после того, как министр иностранных дел Страны кленового листа в своем Twitter призвал саудитов освободить 10 политзаключенных. Эр-Рияд отреагировал предельно жестко и приостановил контракт на поставку канадских легкобронированных автомобилей на огромную сумму для ВПК этого государства — $ 13 млрд. А пострадала, кстати, и оборонная промышленность США, так как КСА наказало канадское подразделение американского концерна General Dynamics Corp.

«Они (саудиты — авт.) могут получить такие же боевые машины из Турции, Южной Кореи или Бразилии», — утверждает Питер Веземан, специалист Стокгольмского института исследования проблем мира (по англ. Stockholm International Peace Research Institute — SIPRI). Дескать, предложений по указанной позиции в мире предостаточно, и все они не проигрывают продукции General Dynamics. Организация SIPRI, напомним, является авторитетным во всем мире международным центром по изучению глобального рынка вооружений.

Издание The Economist в этой связи пишет об очевидной причинно-следственной связи между «защитой» Пентагоном Рособоронэкспорта в Конгрессе США и демаршем Эр-Рияда. Прежде всего, «покупатели (оружия) все больше настаивают на своем праве ходить по магазинам», поэтому любые ограничения встречают в штыки. Среди тех, кто жестко отвергает диктат Вашингтона — военные заказчики из таких стран, как Индия, Саудовская Аравия, Египет, Объединенные Арабские Эмираты и даже завоеванный Ирак.

Западные эксперты утверждают, что сегодня в области международной торговли оружием сформировался рынок покупателей, которые имеют свои взгляды на безопасность. Злая ирония для США заключается в том, что порожденная Америкой глобализация оборачивается против неё. Многие национальные оборонные ведомства мыслят именно категориям свободной торговли и честной конкуренции.

С другой стороны, человечество вновь наблюдает всплеск государственного насилия и дисфункцию международных институтов по поддержанию мира. Более того, ряд стран-покупателей уже участвует в боевых операциях или находится на грани военных конфликтов. Эти государства приобретают танки и самолеты не для парадов и, само собой, анализируют эффективность вооружения в реальных условиях.

Те же саудиты с марта 2015 года с переменным успехом сражаются, между прочим, американским вооружением с хуситами (военизированная группировка шиитов-зейдитов — авт.) в Йемене. А рядышком по соседству Россия оказывает военную помощь Сирии в борьбе с более сильными группировками. По итогам этих операций можно судит и по эффективности двух ВПК — США и РФ, она явно не пользу Штатов.

Не отсюда ли растут ноги «обиды» королевства на канадское подразделение американского концерна General Dynamics Corp? Ответ на этот вопрос, наверняка, знают в Пентагоне. Скорей всего, поэтому янки двадцать раз подумают, прежде чем вводить какие-либо запреты для саудитов на мировом рынке вооружений, поскольку КСА является важнейшим покупателем продукции заокеанского ВПК. Конечно, Вашингтон может приказать, но и Эр-Рияд тоже способен больно ответить, например, бесконечным согласованием новых контрактов.

На первый взгляд кажется, что американцам вообще нечего опасаться, если посмотреть на статистику SIPRI. Доля Штатов на глобальном рынке вооружения в период 2013—2017 годов выросла на 4%. Тем не менее, для ВПК США наметились неприятные тенденции, пишет The Economist. Но о них чуть позже.

На втором месте в рейтинге SIPRI — Россия. Наш ВПК в период 2013—2017 годов несколько сократил свои позиции, примерно на 2?3%. В то же время сохранение «серебра» можно считать феноменальным успехом на фоне беспрецедентного давления Вашингтона на многих покупателей после известных событий 2014 года. Более того, сегодня можно наблюдать разворот, поскольку оборонка РФ предлагает не только проверенное временем эффективное и недорогое вооружение, но и для ряда клиентов — «превосходное ноу-хау в области противовоздушной обороны».

Далее в списке SIPRI в порядке убывания идут Франция, Германия, Китай и Великобритания. Вместе с США и РФ эти страны контролируют 80% от общего объема продаж вооружений.

Французы, как известно, являются союзниками американцев, но янки подсунули «лягушатникам» свинью, запретив комплектацию крылатой ракетой Scalp в рамках имеющего все шансы на успех контракта по продаже Египту боевых самолетов Rafale. Мол, в боеприпасе есть какое-то ноу-хау, которое не может быть передано странам, не входящим в НАТО. Но сами-то легко продают это оружие третьим странам. Таким образом, речь идет о недобросовестной конкуренции.

Между тем, заказчики из Страны пирамид не отказались от Rafale, хоть и заявили продавцам из Пятой Республики: «Сделает аналог Scalp — приходите». Ну а пока они обратили свой взор… на российские самолеты. Парижу остается лишь надеется, что у Каира хватит терпения дождаться разработки французской крылатой ракеты.

Судя по всему, в следующей пятилетке в число лидеров, или, по крайне мере, в первую тройку войдет ВПК Китая, который сегодня расположился на пятой строчке SIPRI. На прошлогоднем авиасалоне Paris Air Show в Ле Бурже китайцы показали ударный и разведывательный беспилотник Wing Loong 2, ставший, как оказалось, прямым конкурентом американскому БПЛА MQ-9 Reaper.

По данным SIPRI, более дешевый, но вполне смертоносный БПЛА Wing Loong 2 будет востребован на мировом рынке вооружений. А это, а свою очередь, позволит оружейникам из Поднебесной резко нарастить продажи, так как рынок ударных беспилотников оценивается в $ 50 млрд.

И все-таки в среднесрочной перспективе наибольший интерес у покупателей вооружений будет представлять авиация, главным образом, истребители 5-го поколений. Здесь готовы платить любые деньги и стоять, сколько надо в очереди. Конечно, при условии, что машина доведена до ума, а не является дорогостоящей игрушкой для ВВС.

Вроде бы Штаты сделали какой-никакой самолет F-35 Lightning II, а наш широко разрекламированный Су-57 пока поставляется в ВВС РФ совсем небольшими партиями. Возможно, после 2020 года ситуация изменится, но сейчас идут испытания, в том числе в боевых условиях, отладка машины. Что ни говори, а «детские болезни» в высокотехнологичной технике никто не отменял.

Отдельно отметим, что Су-57 является конкурентом тяжелого истребителя F-22, который американские летчики, в отличие от легкого F-35, хвалят, но ВПК США не выпускает из-за жуткой дороговизны. В то же время ударные возможности «сушки» 5-го поколения несравнимо выше, чем у Lightning II, что делает наш самолет более интересным с точки зрения конкуренции. Да, у них — разные классы, но если уж выбирать в пределах одной и той же суммы, то Су-57 — несравнимо эффективнее.

Здесь самое время сказать и об эксплуатации Су-35 в небе Сирии, по итогам которой ВВС РФ заказали модернизацию и одновременно сократили заказ Су-57 до 10 машин, по сути, до опытной серии. Хулители российской оборонки в этом событии увидели «осень серьезные проблемы». Но в Америке отметили, что российский ВПК извлек из боевых операций на Ближнем Востоке бесценный опыт, который, безусловно, скажется на дальнейшей модернизации тяжелого русского истребителя 5-го поколения.

Если для американцев и китайцев самолеты пятого поколения F-35 и Chengdu J-20 представляют собой, скорее, вооружение престижа и национальной гордости, то для России Су-35 разрабатывается, как самый настоящий небесный боец, который сегодня совершенствуется для войны. Ибо формальное признание истребителя машиной «очередного поколения» только по технологическим особенностям не всегда означает его готовности к суровой эксплуатации в условиях боевых действий и не соответствует адекватной стоимости техобслуживания.

Так, первый полет F-35 состоялся в 2010 году, однако говорить о нем, как о полноценном истребителе еще рано. Даже Пентагон в ужасе от расходов на его содержание, причем перед вылетом требуется слишком много времени для проверки всех систем. В то же время Су-57 является технологическим преемником удачного Су-35, который вобрал в себя реальный опыт эксплуатации.

Как пишет авторитетное американское издание Military Watch: «Введение Су-57 в активную эксплуатацию в качестве истребителя пятого поколения, даже в небольших количествах, может потенциально привести к иностранным заказам на самолет, который в настоящее время представляет собой единственный истребитель превосходства в воздухе пятого поколения, доступный для экспорта в любую точку мира».
Когда наши самолетостроители доведут Су-57 до ума, раздражение покупателей оружия в адрес ВПК США резко усилится. Надо сказать, что Пентагон это понимает и не хочет оказаться на оружейном рынке в ситуации «против всех».

Читайте также: «Сидите тихо и ведите себя культурно»: россияне ответили американскому военному на заявление о главной опасности для армии США

Александр Ситников, СвободнаяПресса


Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.


По материалам: //svpressa.ru/

Похожие новости





Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Выбор редакции